По сравнению с 2019 годом рост составляет 58%. При этом объемы выпуска продукции в натуральном выражении остались на уровне 2021 года.
Наибольший прирост в денежных объемах показал сегмент пластиковой мебели (рост за год на 91%), а также деревянной мебели для офисов (вырос на треть).
В натуральном выражении существенно увеличился выпуск металлических кроватей (+55%), кухонной мебели (+37%), мягкой мебели, трансформируемой в кровати (+22%).
- Поддержать покупательский спрос помогло снижение производителями отпускных цен на мебель. Оно началось в мае, далее эта тенденция продолжилась, и уже по итогам третьего квартала динамика роста потребительских цен не превышала размер инфляции, - говорит президент АМДПР Александр Шестаков.
"По итогам 2022 года потребительские цены на мебель выросли на 11%, что является одним из самых низких показателей в категории непродовольственных товаров", - добавил он.
Антироссийские санкции способствовали развитию отечественной отрасли, подчеркивают в ассоциации. Импорт мебели в 2022 году сократился на 40%, но эту нишу быстро заняли российские производители, говорит Шестаков.
"Обсуждаемый уход шведской IKEA в итоге никак не повлиял на ситуацию на внутреннем рынке - ни с точки зрения ассортимента представленной продукции, ни с точки зрения цен на мебель. Доля IKEA как производителя мебели не превышала 2-3%, при этом большая часть продукции, предлагаемая в магазинах шведской компании, производилась в России. Сейчас, по истечении 10 месяцев, мы видим, что мебель "от IKEA" по-прежнему доступна, например, она представлена в специализированных мебельных торговых центрах, но каким-то повышенным спросом она не пользуется - большинство потребителей переориентировались на коллекции, разработанные российскими производителями. Нишу, которую занимала шведская компания, отечественные производители уже заполнили", - подчеркивает Шестаков.
Введение санкций показало высокую импортозависимость российских мебельных предприятий от поставок импортной фурнитуры, некоторых видов тканей, лакокрасочной продукции и клеев.
К началу 2023 года цепочки поставок уже перестроены: налажены контакты и заключены контракты с производителями комплектующих из дружественных стран, а также с российскими предприятиями.
Российские производители потеряли завоеванную и постоянно увеличивающуюся долю на европейском мебельном рынке. "Но проделанная за предыдущие годы работа не пропала даром: продукция российских мебельных предприятий имеет высокую репутацию во всем мире. Благодаря этому процесс выхода на новые рынки и усиления позиций на уже существующих проходит быстрее, чем еще пять-семь лет назад", - отмечает Шестаков. Наиболее перспективными направлениями экспорта российской мебели в ассоциации видят как традиционные рынки стран СНГ, так и растущие рынки Ближнего Востока и Северной Африки.