"Пережиток колониального прошлого": египетские мумии в британских музеях назовут по-новому

Несколько британских музеев запретили в своих стенах слово "мумия". Отныне древнеегипетских мертвецов будут именовать "мумифицированным человеком" или "мумифицированными останками", а также по имени, если оно известно. Нововведение коснулось одного из крупнейших в мире Британского музея, музея Великого Севера: Хэнкок, а также шотландских музеев.
GettyImages

Инициаторы "отмены" мумий утверждают, что такое обращение к покойникам неуважительно и "бесчеловечно" и в "прогрессивном" обществе воспринимается как пережиток колониального прошлого Британской империи.

Убрав неугодное слово из названий экспонатов и перевоспитав ценителей прекрасного, музеи намерены изменить отражение забальзамированных египтян в массовом сознании. В Альбионе считают, что нововведения подтолкнут посетителей с почтением относиться к мумиям, ведь под тканями скрываются останки некогда живших людей.

В слове "мумия" инициаторы его отмены увидели напоминание о колониальном прошлом Британии

К тому же музеи обеспокоены демонизацией мумий в мировой культуре. Древнеегипетские мертвецы нередко появлялись в литературе и кинематографе в виде ужасающих монстров, восставших из мертвых, которые проклинают потревоживших их людей.

Несмотря на некоторую абсурдность инициативы, британцам и правда есть в чем покаяться перед египтянами. Нездоровый интерес к древнеегипетской культуре на островах проснулся в Викторианскую эпоху, когда по стране блуждала "эпидемия" так называемой египтомании. Зачарованные британцы путешествовали по местам существования древней цивилизации, увлекались изучением мумий, скупали их на аукционах или привозили из поездок в качестве сувенира. Тогда в высшем свете и появилась изощренная забава - вечеринки с "распаковкой" забальзамированных усопших. Во время таких представлений ведущий на глазах у аристократов снимал ткани с мумии и демонстрировал зрителям, что скрывается под ними. Антиквар и хирург Томас Петтигрю собирал на таких шоу тысячи человек.