23.01.202311:41

Продуктовые дискаунтеры завоевывают российский рынок

В 2022 году продовольственные сети активно развивали дискаунтеры - магазины низких цен. Большинство потребителей теперь выбирают самые дешевые товары, и бизнес активно реагирует на сложившуюся ситуацию.

Илья Питалев/РИА Новости

Согласно опросу NielsenIQ, 61 процент российских покупателей в минувшем году выбирали магазины с низкими ценами, а почти треть - перешла на покупку более дешевых товаров.

По данным сервиса "СберМаркет", в январе-мае 2022 года оборот в торговых сетях с низкими ценами и в дискаунтерах вырос в 16 раз по сравнению с тем же периодом 2021 года. Торговые сети, распробовавшие формат дискаунтеров, заявляют, что это наиболее удачный и доходный бизнес, поэтому планируют активно открывать подобные дешевые магазины и дальше по всей стране.

"Мы видим, как меняется экономика и спрос: потребительская способность населения снижается, люди начинают экономить, пересматривают продуктовую корзину, - поясняет генеральный директор компании "Этерна" Дмитрий Томилин. - Все мы помним, как в ответ на растущее благосостояние открывались премиальные супермаркеты: зеленый "Перекресток", "Алые паруса", "Азбука вкуса" и прочее - а сейчас происходит обратный процесс. Абсолютно все крупные сетевые игроки развивают свою розницу в формате дискаунтеров".

Популярность этого формата растет не только в нашей стране. Эксперты говорят, что во всем мире наибольшую доходность показывают продуктовые сети в низком ценовом сегменте.

"Тренд на бережливость в отношении повседневных трат - общемировой, - отмечает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. - Формат дискаунтеров продолжит активно расти, как минимум, в ближайшие пару лет".

Однако бурное развитие дискаунтеров вовсе не означает, что этот формат вытеснит все другие. Скорее, их ждет трансформация.

"На рынке хватит места всем, - считает Игорь Караваев. - Супермаркеты и гипермаркеты также будут развиваться, хотя темпы их роста могут замедлиться. Сохраняется значительная категория потребителей, ценящих разнообразие ассортимента и сервис. Гипермаркеты и супермаркеты будут усиливать мультикатегорийность, делать ставку на уникальные товары и эксклюзивные бренды, которые сложно найти в других магазинах. В этих форматах будут развиваться различные сервисы для потребителей, открываться интересные тематические "островки" в формате "магазин в магазине". Еще одна точка развития гипермаркетов и супермаркетов - онлайн-сегмент. Уже сейчас мы видим, что это направление растет довольно динамично".

Также эксперты предрекают уход продуктовых супермаркетов из торговых центров. Они останутся только в некоторых районных ТЦ в небольшом формате или, напротив, в крупных торговых центрах, стоящих на пересечении автомобильных трасс, где основными покупатели станут выезжающие за город - например, на дачу.

"Тренд последних нескольких лет - уход из торговых центров продуктовых "якорей", - отмечает президент компании Magic Group Александр Перемятов. - Это наблюдается, в основном, в больших городах из-за развития онлайн-торговли и отсутствия необходимости в продуктовых супер и гипер-маркетах в районных ТЦ. Наиболее слабые торговые центры будут все чаще терять такие магазины".

Специальный проект RG.RU

© ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

Учредители: Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации