Ранее ожидалось, что потолок цены для нашей нефти снизят до 55 долларов за баррель (сейчас 60 долларов), и за это выступали многие страны ЕС. Против были США. Но совсем не потому, что побоялись уронить объемы экспорта нефти из России, как было сказано. Дефицит сырья Америке не грозит. Без нефти может остаться как раз Европа, а США волнуют только цены и производство топлива. Причина осторожности Штатов в том, что на мировом рынке из-за западных санкций против России уже сейчас царит такой бедлам, что скоропалительное решение могло привести к совершенно неожиданным результатам. Все нефтяные котировки просто пошли бы вверх, потянув за собой и цены на российское сырье.
Официально в США и ЕС заявили, что потолок цен на нефть из России, заработавший с 5 декабря 2022 года, показал свою эффективность. Действительно, в начале января некоторые поставки российской нефти сорта Urals делались по 42 доллара за баррель. Но только вот спустя всего две недели Urals продается уже по 56 долларов за баррель. И главным ориентиром для его котировок является пока мировая цена маркерного сорта Brent, которая выросла с 79 долларов до 88 долларов за баррель. При этом дисконт Urals к Brent, который по логике вводивших потолок цен стран должен увеличиваться при росте котировок, сейчас, наоборот, уменьшается. Во вторую неделю января он был выше 37 долларов, а 24 января - 32 доллара.
Сегодня цена Urals от потолка никак не зависит, считает доцент Финансового университета при правительстве РФ, эксперт аналитического центра "ИнфоТЭК" Валерий Андрианов. Она зависит, во-первых, от спроса в Азиатско-Тихоокеанском регионе (а он есть и имеет прекрасные перспективы роста), а во-вторых, от наличия и стоимости фрахта нефтяных танкеров. Но снижение потолка цен действительно может привести к росту котировок маркерных сортов нефти (прежде всего Brent), считает эксперт. По той простой причине, что слишком низкий потолок сделает нерентабельной "серую зону" рынка и окончательно поставит крест на мечтах Европы получать российскую нефть под видом сырья из других стран и по низкой стоимости. Иными словами, усугубится фрагментация мирового нефтяного рынка, наметившаяся после начала антироссийской кампании - страны АТР будут получать российское (плюс иранское и венесуэльское) черное золото по низким ценам, в то время как Европа будет платить втридорога.
С другой стороны, сказать, что потолок совсем не работает, тоже нельзя. Планка 60 долларов за баррель обозначена, и для ее преодоления понадобится серьезный скачок цен на нефть или изменение в раскладе политических сил в мире. Но если установленную планку начать снижать каждые два месяца, то ориентироваться на нее будут все меньше, не говоря уже о том, что следить за выполнением требований станет также в разы сложнее.
Само введение потолка было трудным и решительным шагом, оно запустило цепочку мер по адаптации покупателей к потолку и контрмер со стороны России и российских поставщиков, отмечает замдекана экономического факультета МГУ Александр Курдин. И пока понятны далеко не все эффекты этого нового ландшафта, так что многие не готовы к новым резким движениям.
В отношении контрмер России действительно не все ясно. Указ президента России Владимира Путина был опубликован 27 декабря, но механизм запрета поставок по контрактам, где есть ссылка на потолок цен, еще прорабатывается. Если в нем будет запрет на перепродажу сырья по контрактам, где есть упоминание о потолке цен, то это сыграет на рост цен. "Серый рынок" нефти все равно будет существовать, но двойная контрабанда всегда дороже.
По мнению Курдина, с учетом всех новых правил может оказаться, к примеру, что номинальная цена Urals будет действительно снижаться при снижении потолка, но при этом фактическая цена нефти, экспортируемой из России, будет стабильной или растущей из-за особенностей контрактации участников цепочки поставок, которые будут вынуждены выкручиваться из наложенной сети ограничений.
А ведь есть еще и страны ОПЕК и ОПЕК+, куда входит Россия и которые контролируют больше половины мировой торговли нефтью. Им низкие котировки не нужны. Включаться в торговую войну с США они, конечно, не будут, но свою выгоду в случае возникновения дефицита нефти в Европе не упустят. Для США главным здесь будет рост цен на нефть, от которого уже страдало в 2022 году нынешнее американское правительство. Поэтому меньше всего Вашингтону сейчас нужно, чтобы котировки барреля вернулись к 100 или больше долларам за баррель. Сегодняшнее положение дел США во многом устраивает. А политику они ставят выше экономики, только когда дело не касается их страны.