27.01.202312:33

Профессии будущего изменят систему образования и рынок труда

Меняющиеся потребности людей изменят специальности, которые дают учебные заведения и подходы к образованию, прогнозируют эксперты, опрошенные "РГ".

iStock

Востребованные сферы и специальности

Содержательный мейнстрим образования будущего будут определять медицина, экология, сельское хозяйство, информационные технологии и безопасность, биотехнологии, робототехника, энергетика, космос, прогнозирует в разговоре с "РГ" проректор Академии инжиниринга нефтяных и газовых месторождений Наталья Матющенко.

"Форсайты экспертных групп прогнозируют распространение цифровых репликаторов, антропоморфных роботов, биозамещаемых материалов, технологий метаболической инженерии, нанороботов, космических лифтов, беспроводной передачи энергии", - рассказала Наталья Матющенко.

Квалифицированным для этих областей будет считаться специалист, подготовленный на стыке нескольких профессий. Востребован будет, например, врач-биоэтик, специалист по биохакингу, экоаудитор, цифровой лингвист, проектировщик киберорганизмов, юрист в области робототехники, агрокибернетик, киберследователь, гид космотуризма и т.п. "Это вовсе не модный тренд, а реальная необходимость соответствия знаний и навыков людей технологическим вызовам времени и собственным потребностям", - обращает внимание Наталья Матющенко.

Готовность вузов к переменам

Пока многие учебные заведения не готовы работать в меняющейся парадигме. Но сдвиги есть. Лидирующие вузы уже пошли по пути, когда университет становится цифровой платформой взаимодействия обучающихся, научно-педагогических работников и администрации. Это обеспечивает качественную реализацию всей линейки научно-образовательных продуктов вне зависимости от внешних факторов, отмечает в разговоре с "РГ" Сергей Гатауллин, декан факультета цифровой экономики и массовых коммуникаций МТУСИ.

Пока вузы находятся на разных этапах прохождения этой дистанции. Лидеры работают над качеством работы сервисов, разработкой мобильных порталов и приложений, привлекательными и эффективными пользовательскими интерфейсами, личными кабинетами обучающихся и сотрудников, пытаясь в конкурентной борьбе отвоевать свой сегмент и своего клиента. Однако этому предшествовал долгий и сложный период проектирования, пилотирования и внедрения информационных систем.

"С недавних пор появилась возможность, условно говоря, позвонить в один из крупнейших банков страны и заказать пиццу. Те, кто недоумевали зачем, или ушли, или уходят с рынка. Те, кто смогли уловить изменяющийся формат бизнес-моделей цифровой экономики, получили конкурентные преимущества и дополнительные доли рынка", - привел пример Сергей Гатауллин.

Искусственный интеллект и рынок труда

Массовое внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в систему образования повысит качество информации. Из разных источников она поступает в искусственный разум мгновенно, там быстро обрабатывается и предлагается пользователю. При этом преподавателю человеку потребуются годы на поиск учебного материала, которые устаревает быстро. А понять многие современные идеи сможет не каждый педагог.

"ИИ должен помочь высококвалифицированным преподавателям освободиться от рутины за счет более быстрой обработки информации. Это оставит больше сил на творчество, подготовку авторских педагогических методик и учебных пособий, взаимодействие с учащимися, саморазвитие, гуманитарные инициативы", - отметила Наталья Матющенко.

Кроме того, работа ИИ в образовании сэкономит материальные ресурсы. Эксперты прогнозируют сокращение учебных заведений как физических объектов. Учиться можно будет на виртуальной платформе, где образовательный процесс для человека индивидуально будет выстраивать ИИ: от подбора учебных курсов до оценки результатов. Не потребуется большое количество преподавателей. Только ограниченное число признанных "гуру", "мэтров" и "просветителей" смогут создавать конкурентоспособные знания. Но распространять их может ИИ в силу своих преимуществ быстродействия и глобальности.

Есть и обратная сторона прогресса. Роботизация, цифровизация и автоматизация сфер производства, в том числе в образовательной сфере, может привести к социальной напряженности, безработице и бедности.

"Но надо посмотреть на это с позитивной точки зрения - человек перестанет ходить на работу и выполнять рутинные задания ради обеспечения своего существования. Перестанет десятилетиями читать одинаковые лекции и ставить идентичные лабораторные опыты. При этом современные государства все больше учитывают в своей политике распространение ИИ как причины кардинальных изменений на рынке труда. Появилась концепция безусловного базового дохода, обеспечивающая всех граждан страны независимо от их доходов и материального положения регулярными выплатами без каких-либо встречных обязательств со стороны получателей", - говорит Наталья Матющенко.

Специальный проект RG.RU

© ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

Учредители: Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации