Мастер из Туапсе раскрыл секрет древнего адыгского инструмента - пхачича

В старину ни один праздник у адыгов не обходился без ударного музыкального инструмента - пхачича. Да и в эпоху цифровых технологий, когда можно воспроизвести в записи любой звук, участники большого застолья с удовольствием предпочтут живое исполнение. Именно поэтому мастера Алия Аллало из аула Агуй-Шапсуг, расположенного под Туапсе, знают не только на Кубани и в Адыгее, но и далеко за их пределами. Он изготавливает настоящую адыгскую трещотку, которая в руках профессионального ударника служит десятки лет.

Казалось бы, внешне парный музыкальный инструмент прост: пять-шесть высушенных деревянных дощечек, связанных друг с другом прочным кожаным шнурком. Однако в этой незамысловатости и кроется главный секрет: людей, способных создать черкесскую трещотку, единицы. Свой первый пхачич Алий заказал у мастера в Майкопе. Долго спорил с ним о желанной форме - перед глазами в доме были массивные, вырубленные топором музыкальные инструменты, доставшиеся по наследству от деда и отца - и в новом ожидал увидеть искусное повторение.

- Меня поначалу смутила в его трещотках короткая рукоятка, полуовальная форма пластин, - вспоминает Алий Аллало. - Но после того, как отыграл с ними на первой свадьбе, понял: это то что надо. Они нетяжелые. Ведь в зависимости от темперамента тамады можно без остановки играть танцы - лезгинку либо умеренный "удж", при длительной работе руки каменеют. А на гуляньях обыкновенно нужен сильный резонансный звук.

Игра на таком инструменте требует сноровки. Музыкант берет трещотки за рукоять, а петлю с нанизанными пластинами натягивает (таким образом регулируется плотность прилегания дощечек) и встряхивает. Пхачич звонко щелкает, напоминая пружинистый перестук копыт. Он задает ритм, держит ровный темп, оттеняя звуки шичепшина (скрипки), гармоники и камыля (флейты). Впрочем, и в чистом виде слушать его одно удовольствие, потому что от отбиваемого трещотками музыкального рисунка волей-неволей хочется пуститься в пляс.

Свою первую пару пхачича Алий вырезал почти три недели, зато теперь управляется и за два дня. В деле учитываются не только столярные инструменты, но и твердые породы древесины - граб, кизил, бэкаут (железное дерево). Самым лучшим материалом считается самшит, произрастающий только на Кавказе и по своей твердости сопоставимый со слоновой костью. Именно он дает сильный яркий звук, но добыть его непросто: мало того, что он занесен в Красную книгу России, так еще оказался под угрозой полного исчезновения из-за нашествия бабочки-огневки.

- Признаюсь, бабочка-вредитель в какой-то степени помогла в моем ремесле, - говорит Алий. - Погибший самшит несколько лет стоял высохший, и, только получив разрешение на уборку мертвых деревьев, сотрудники лесхоза передали мне часть древесины, так как знали о моем увлечении. Сам я обыкновенно обследую русла рек после сезонных наводнений: что-то нахожу в завалах коряг. Естественно, из такой изъеденной трещинами чурки много инструментов не вырубишь, но, как говорится, и за это спасибо.

В идеале сырье должно "отлежаться" несколько лет в хорошо продуваемом ветром месте, защищенном от прямых солнечных лучей. Причем древесину даже варят, чтобы пхачич на протяжении долгого времени сохранял свои свойства. Ствол раскалывают на большие чурки, связывают и кладут в чан, наливают воду, кипятят, а потом томят пять-шесть часов. По словам мастера, в воду он еще добавляет золу: после такой обработки древесина становится крепче, а звук приобретает металлический оттенок.

В хорошую погоду Алий работает на открытом воздухе. Когда корреспонденты "РГ" оказались у него в гостях, он вынес во двор шесть пар музыкальных инструментов, сложил на деревянном столе под навесом. Старые семейные трещотки выглядят увесистыми, будто сделаны для богатырской руки. Мастер ничего в них не изменил, только модернизировал форму пластин - закруглил и обточил края.

- Как правило, мастера делают плоские пластины, но со временем я пришел к выводу: чем меньше площадь соприкосновения, тем красочнее щелчок, - делится секретами мастер. - Многие нюансы выявляются только с опытом. Например, идеальная толщина дощечек составляет 5-5,5 миллиметра - если больше, то пхачич становится громоздким и неудобным. Также важно избегать идеально ровной поверхности, чтобы оставался воздух. К тому же мне был важен эффект веера.

И действительно, в руках Алия дощечки раскладываются в подобие хвоста - это облегчает исполнение.

Мастер изготавливает адыгские трещотки для артистов всего Черноморского побережья. Много за работу не просит, а благодаря сарафанному радио заказы приходят из Москвы, Санкт-Петербурга, Кабардино-Балкарии, Дагестана и Чечни.

- Также я делаю инструменты меньшего размера для детей, звук у них получается такой же звонкий, но чуть тише, - говорит Алий. - Ребята сначала относятся к ним как к игрушке, но постепенно осваивают. А стоит кому-нибудь из молодых прийти на вечеринку с пхачичем, сразу сыпятся заинтересованные расспросы. Традиции ведь забываются. Я, между прочим, тоже никогда не думал, что буду этим заниматься.

В том, что древний инструмент сейчас пользуется не меньшей популярностью, мы убедились в ближайшие минуты. В зеленом этнодворике возле искусственного дольмена Алий исполнил несколько композиций в сопровождении кавказского барабана и аккордеона. Зажигательная мелодия стремительно разнеслась по улицам аула, будто ветер гор. И вот за плетеным заборчиком притормозил автомобиль, водитель с изумлением замер, внимательно вслушиваясь в музыку. И на губах мелькнула улыбка.

Рождение пхачича

Трещотки "пхъэкIыч" (пхачич) - это самый древний, самый популярный и самый любимый ударный инструмент адыгов. Его название происходит от слова "пхъэ", то есть "дерево", и "кIыч" - подражания звуку, который издают сухие доски, если ими постучать друг о друга. В адыгском Нартском эпосе сохранилась легенда о происхождении пхачича. Согласно преданию, инструмент придумал нарт Ашамэз. В очередном походе он углубился в лес и, привязав коня, прилег отдохнуть. Ночью сильный ветер сломал рядом тяжелую ветку дерева. А на рассвете Ашамэза разбудили необычные звуки. Доносились они от лежавшей на земле ветки: оказалось, черви насквозь источили ее, и залетавший ветерок создавал приятный свистящий шелест. Нарт отсек от своей находки кусочек, подул в отверстие. Так родился камыль. А чтобы музыка звучала еще красивее, он изготовил из чинары тонкие пластинки и сложил их, связав концы. С тех пор адыги стали сочинять песни и исполнять их в сопровождении камыля и пхачича.

Кстати

Алий Аллало работает водителем экскурсионного автобуса при санатории, но все свободное время посвящает своему увлечению. Более десяти лет он руководит инструментально-вокальным ансамблем "Агуй". Коллектив постоянно участвует во многих творческих фестивалях в Туапсинском районе, Сочи, Крыму и Москве.