Флагманский центр по оказанию экстренной помощи больницы им. Вересаева вышел на проектную мощность

Около 4 тысяч пациентов спасли в самом первом флагманском центре, открывшемся в столице месяц назад. Как проявили себя на практике новые стандарты оказания экстренной медицинской помощи, внедренные в Москве? Что изменило их внедрение для врачей и пациентов? Об этом корреспонденту "Российской газеты" рассказал Игорь Парфенов, главный врач городской клинической больницы имени В.В. Вересаева, в составе которой и заработал первый из шести центров, которые должны открыться в Москве в этом году.
Вот такой суперсовременный комплекс открылся на севере столицы, в больнице им. В.В. Вересаева.
Вот такой суперсовременный комплекс открылся на севере столицы, в больнице им. В.В. Вересаева. / Сергей Михеев

Игорь Павлович! Когда ваш центр еще только строился, вы оценивали его как по-настоящему прорывной проект нашего времени. Оправдывает он ваши надежды?

Игорь Парфенов: Полностью оправдывает! Больше скажу: и у меня, и у всего коллектива больницы весь этот месяц постоянно приподнятое настроение, радость от того, что мы работаем в таком центре. Пик передовых медицинских технологий, о которых мы раньше только читали, а потом мечтали внедрить их в свою работу... А теперь вот он, в ежедневной практике нашей обычной городской больницы.

Вы принимаете пациентов с 16 января?

Игорь Парфенов: Да, чуть больше месяца назад приняли первые машины скорой помощи. Пациенты поступали с инсультами, инфарктами миокарда, гипертоническими кризами, сердечной недостаточностью, разными травмами. Около 20% из них - в тяжелом состоянии, 45% - в состоянии средней тяжести, еще 35% - в удовлетворительном состоянии.

Близость больницы к МКАД сказывается на вашей работе?

Игорь Парфенов: Конечно. Травмы, в том числе и после ДТП, - одна из основных причин экстренной госпитализации пациентов к нам. На них приходится до 26% больных. Бывают случаи, когда москвичи, проезжая мимо нашего стационара с дач или на дачу, привозят своих близких, у которых произошло что-то серьезное со здоровьем.

Неотложной помощью москвичам вы занимались и до пуска нового центра. Для того, чтобы лучше понять, что именно изменилось сейчас, давайте мысленно проделаем путь пациента, скажем, с подозрением на инфаркт миокарда.

Игорь Парфенов: Попробуем. Вот летит по направлению к нам скорая помощь с мигалкой. Она еще в пути, но мы, в больнице, уже имеем полную информацию о пациенте: фамилия, имя, отчество, его паспортные данные, предварительный диагноз. Врачам, которые займутся им, это дает возможность еще до приезда заглянуть в его электронную медицинскую карту и посмотреть, чем он когда-либо болел, как его лечили, есть ли на что-то аллергия, какие возможны дополнительные риски. Машина подъезжает, и только для нее мгновенно поднимается шлагбаум, а метрах в десяти от него распахиваются автоматические ворота и далее - въезд в теплый отапливаемый тамбур. Здесь больного перегружают на кровать-каталку. Если предварительный диагноз докторов скорой "инфаркт", пациента через красную зону сразу доставляют в противошоковую палату. С этого момента счет времени идет уже на минуты. Сразу же начинается обследование, цель которого прежде всего уточнить диагноз. Специалисты проводят ЭКГ, эхокардиографию. При необходимости делается коронарография, ангиография, и принимается решение: нужно ли растворить тромб или поставить стент, чтобы восстановить кровообращение. Но это происходит уже в операционной - их две, одна в непосредственной близости от противошоковой палаты регионального сосудистого центра на 2-м этаже, вторая на 4-м этаже в операционном блоке.

Это обычная операционная, какие были у вас и прежде?

Игорь Парфенов: Это ангиографические операционные, в которых мы спасаем именно больных с инфарктами и инсультами. Всего операционных в этом четырехэтажном корпусе девять. На первом этаже есть малая операционная, на втором - ангиографическая операционная (технологические возможности позволяют проводить экстренные высокотехнологичные эндоваскулярные вмешательства при инфарктах и инсультах). И еще семь находятся на четвертом этаже в операционном блоке. Они многопрофильные, предназначенные для проведения общехирургических, травматологических, нейрохирургических, сосудистых, кардиологических операций. Две из них интегрированные с телемедициной. Хирург в такой операционной может при необходимости получить любую информацию о пациенте из его медицинской карты, сам во время операции управлять светом, температурой и влажностью воздуха и даже медицинским оборудованием. Еще одна операционная - гибридная. В ней больного оперировать могут одновременно несколько бригад хирургов, одни, скажем, делать открытую полостную операцию, другие - с помощью лапароскопии, а третьи - рентгенэндоваскулярную.

Вы ведь сами хирург. Уже оперировали в новых операционных?

Игорь Парфенов: Оперировал. Ощущение - просто космос! Невероятный опыт. Условия там совершенно иные, современное оборудование и лучшая логистика. Разница колоссальная. И это понятно, ведь наша больница была основана в 1937 году, основные корпуса, где прежде располагались операционные, 70-х годов постройки.

Но вернемся к нашему пациенту с инфарктом. Операция позади, что ждет его дальше?

Игорь Парфенов: Его перевели в кардиореанимацию, расположенную в соседнем корпусе, соединенном с флагманским центром надземным переходом на уровне второго этажа. В течение суток-двух больной там получает необходимую терапию и дальше поступает в кардиологическое отделение для лечения инфаркта миокарда. Если пациент был доставлен в стационар в так называемое терапевтическое окно и помощь была оказана вовремя, то время восстановления значительно сокращается.

Каждый пятый больной поступает во флагманский центр в тяжелом состоянии

Когда человек даже просто переезжает в новую квартиру, ему требуется какое-то время для того, чтобы обжиться на новом месте. А коллективу флагманского центра нужно было не просто осваиваться, но и сразу начать работать, спасать людей. Вы были готовы к этому?

Игорь Парфенов: Да, мы готовились заранее. Департаментом здравоохранения был запущен проект "Команда первых", в рамках которого одновременно шел дополнительный набор кадров для работы в новом центре, а потом на учебном полигоне в Сокольниках шло освоение всеми сотрудниками новых алгоритмов действий, новых протоколов по оказанию экстренной помощи. Тренировались, добиваясь четкости, чтобы не было ни одного лишнего движения. Это очень помогает в сегодняшней работе.

Пациента скорой помощи доставляют в теплый тамбур, рядом с зоной триаж, где его уже ждут. Фото: Сергей Михеев

Вы сказали, что за первый месяц приняли около 4 тысяч пациентов. Это больше, чем за такой же период, например, в прошлом году?

Игорь Парфенов: Больше практически на четверть. Проектная мощность нашего нового центра - прием до 200 пациентов в сутки. Мы на нее уже практически вышли. Но если возникнет объективная необходимость - в жизни ведь все бывает, - сможем принять и до 300 больных в сутки.

Конкретно

47-летняя москвичка попала во флагманский центр больницы имени Вересаева прямо из спортзала - плохо стало во время тренировки. КТ показала, что у женщины произошло кровоизлияние в головном мозге, но что стало его причиной? Аневризму - выпячивание стенки сосуда - выявила дополнительно проведенная ангиография. Располагалась аневризма во внутричерепном отделе правой внутренней сонной артерии - одного из главных сосудов, питающих головной мозг. Вероятно, женщина жила с ней долгие годы, но в этот раз не выдержала физической нагрузки и произошло кровоизлияние. Своевременный точный диагноз и малотравматичная операция, сделанная под контролем ангиографического комплекса через прокол в бедренной артерии, не только спасли жизнь пациентки в данный момент, но и минимизировали вероятность разрыва аневризмы в дальнейшем. Через неделю она вернулась домой, и сейчас ее жизни и здоровью ничего не угрожает.