31.03.2023 17:35
    Поделиться

    Apple откладывает производство гарнитуры смешанной реальности

    Ожидаемую много лет гарнитуру смешанной реальности от Apple, вероятно, не представят на Всемирной конференции разработчиков - WWDC 2023 - в начале июня. В компании сомневаются в коммерческом успехе столь необычного и дорогого устройства в условиях текущей рыночной конъюнктуры.
    REUTERS

    По данным аналитика компании TF International Securities Минг-Чи Куо, в Apple опасаются реакции рынка на анонс гарнитуры смешанной реальности (MR), способной работать как в режиме дополненной реальности (augmented reality, AR), так и в режиме виртуальной реальности (virtual reality, VR).

    Причиной таких опасений стал мировой экономический спад, компромиссы в аппаратных характеристиках устройства, на которые придется пойти для его массового производства, неготовность экосистемы и приложений, а также высокая цена - 3000-4000 долларов.

    Куо считает, что производство MR-гарнитуры переносится на один-два месяца, до середины-конца третьего квартала 2023 года. В этом случае ожидаемая всеми премьера на ежегодной конференции для разработчиков Apple (WWDC 2023) не состоится. Сама конференция пройдет в штаб-квартире Apple с 5 по 9 июня. Кроме того, Куо говорит, что из-за задержки начала производства, его прогноз поставок в этом году составляет всего лишь 200 000-300 000 единиц, что ниже консенсус-прогноза рынка в 500 000 единиц.

    Минг-Чи Куо считается одним из самых точных аналитиков релизов Apple. Куо сделал немало корректных прогнозов, основываясь на анализе цепочки поставок комплектующих. Самые известные прогнозы касались перехода Apple в 2020 году на собственные ARM-процессоры для компьютеров Mac, выпуска в 2019 году нового MacBook Pro с 16-дюймовым дисплеем и айпада начального уровня с чипом A13 в 2021 году.

    "Совсем не удивлен слухами о том, что Apple может перенести выпуск своей MR-гарнитуры. Cейчас слишком объективных и субъективных факторов осложняющих запуск такого продукта. К первым нужно отнести общую нервозность экономики, которая находится в ожидании рецессии. И на этом фоне запускать дорогостоящую игрушку - очень смелый шаг, который в случае неудачи похоронит саму идею", - считает руководитель сервисного центра Fixed.one, обслуживающего технику Apple, Дмитрий Дружбин.

    Субъективным фактором, по мнению Дружбина, является позиционирование устройства, которое предполагает очень тесное взаимодействие с пользователем: "До сих пор самым инвазивным устройством Apple были часы Apple Watch. Вспомните, как они медленно набирали обороты".

    Сегодня рынок виртуальной и дополненной реальности имеет сейчас ярко выраженный нишевый характер с большим перекосом в сторону b2b решений для гражданских и военных пилотов, диагностики оборудования, обучения и прочеего. Для создания массового потребительского рынка AR/VR, который сможет окупить миллиардные инвестиции в разработку и принести прибыль, необходим специальный софт и контент, формирующие соответствующую экосистему. Сегодня такая экосистема отсутствует.

    "Это все еще небольшой рынок, объем мировых продаж всех устройств для массового рынка в 2023 году вряд ли превысит 7 млрд долларов - почти в 100 раз меньше, чем выручка от продажи смартфонов. Чтобы предложение Apple обеспечило новый прорывной результат, в устройстве должны быть по возможности минимизированы традиционные недостатки таких девайсов - удобство использования и стоимость. Также стоит не забывать про порочный круг AR/VR: "мало устройств у пользователей - мало приложений - мало устройств у пользователей". Именно это замедляет массовый рынок", - говорит гендиректор аналитического агентства "ТМТ Консалтинг" Константин Анкилов.

    Инвестиционные планы Apple в создание экосистемы для MR-гарнитуры и наполнения ее контентом неизвестны, но общие вложения компании в создание контента очень скромны. Недавнее объявление о том, что компания потратит 1 млрд долларов на съемку и продвижение своих фильмов и сериалов, вызвало скептическую реакцию экспертов. "Они только что сказали, что собираются выделить миллиард на финансирование фильмов. Это смешно. Компании, конкурирующие с Apple в контент-бизнесе, тратят по 30 млрд долларов в год. Даже Netflix тратит 20 млрд в год", - заявила в интервью CNBC старший аналитик инвестиционного банка Needham Лора Мартин.

    "Надежда на Apple в области AR/VR заключается в том, что у них есть репутация компании, умеющей создавать новые товарные категории. Они действительно это умели при Стиве Джобсе, однако при Тиме Куке за исключением комплементарных Apple Watch и AirPods ничего действительно нового, сравнимого с iPhone и iPad, не было создано. Не думаю, что MR-гарнитура Apple станет именно таким устройством", - говорит ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

    По мнению руководителя "ТМТ Консалтинг", у массового AR/VR рынка тяжелый, растянувшийся на многие годы старт. С одной стороны, силы бренда Apple может быть недостаточно для повторения революции, произведенной iPhone: "Apple может стать той силой, которая способна сделает прорыв, и позволит вскрыть рынок AR/VR. Его гигантский потенциал очевиден. Но в 2023 году, если устройство представят с заявленными характеристиками, это будет все еще разминкой перед настоящей революцией"

    Разработкой MR-гарнитуры занимается специальное подразделение, где занято около 1000 инженеров. Работа над MR-гарнитурой, кодовое название N301, началась еще в 2016 и стала самым знаменитым "долгостроем" Apple. Как сообщает The New York Times со ссылкой на источники, некоторые ключевые сотрудники уже покинули проект из-за сомнений в его потенциале. Другие были уволены из-за отсутствия прогресса в некоторых аспектах гарнитуры, включая использование голосового помощника Siri от Apple.

    По мнению Эльдара Муртазина, MR-гарнитура Apple не будет представлена в этом году: "2023 год определенно не лучше время для запуска такого проекта. Более того, несмотря на высокую степень готовности устройства (работающие прототипы недавно показали 100 топ-менеджерам Apple), я не исключаю возможности заморозки проекта. Либо навсегда, либо "до лучших времен".

    По мнению Дмитрия Дружбина, Apple может найти более позитивный вариант, при котором в июне представит прототип устройства с примерами того, что оно может сделать: "После анонса компания раздаст/продаст девайс разработчикам, чтобы те создавали софт и контент. А к моменту, когда Apple будет готова сделать гарнитуру легче и лучше, под нее уже сформируется экосистема".

    Поделиться