"В периоды нестабильности и кризисов необходимость оценки эффективности сотрудников всегда повышается, - поясняет генеральный директор КРОС Екатерина Мовсесян. - Компаниям важно оптимизировать расходы и четко понимать, какую ценность бизнесу приносит каждый человек".
Методики оценки эффективности сотрудников разные. Большинство компаний проверяют персонал с помощью устных интервью. Еще одним популярным способом является тестирование - его использует почти половина респондентов (48 процентов). 36 процентов участников исследования рассказали, что проверяют компетенции сотрудников в рамках корпоративного обучения, а 6 процентов привлекают для этих целей сторонние организации.
Полученные результаты компании используют по-разному. Чаще всего оценка сотрудников помогает работодателям выявить новые зоны роста персонала - об этом рассказали 54 процента респондентов. Также по итогам оценки более половины компаний (52 процента) принимают решение о повышении лучших сотрудников.
Однако если сотрудник демонстрирует плохие результаты, для многих руководителей компании это может стать сигналом для применения "санкций" Одни лишают премии, другие понижают в должности, а кто-то и вовсе расстается с неэффективным сотрудником. Эксперты считают, что внедрение любых инструментов оценки эффективности должно происходить плавно для коллектива, а решения по результатам таких оценок нужно принимать "с холодной головой".
"Чтобы оценка эффективности не превратилась в инструмент демотивации, она должна происходить максимально прозрачно и беспристрастно, - уверена Екатерина Мовсесян. - Это одна из причин того, почему многие компании обращаются к внешним консультантам. Вторая - чаще именно внешние консультанты могут провести необходимый анализ быстро и качественно. Но можно проводить оценку и своими силами, соблюдая те же принципы - разница в том, что будет сложнее сравнить ситуацию в своей компании с ситуацией в целом на рынке".
Эксперты считают, что если компания встала на этот путь, то оценивать эффективность персонала необходимо регулярно, а относиться к этому без лишнего накала страстей. Тогда для коллектива это не станет стрессом и не вызовет волну негатива по отношению к руководству.
"Стоит проводить оценку эффективности на регулярной основе, - считает Екатерина Мовсесян. - Когда она становится привычным элементом корпоративной культуры, снижается уровень сопротивления, и сотрудники начинают воспринимать ее как возможность для собственного роста".
Инструменты оценки эффективности не всегда могут использоваться по их прямому назначению. В некоторых отраслях компании используют их для того, чтобы предотвратить "выгорание" сотрудников.
"В гостиничной индустрии среди большинства сетевых отелей средний срок выгорания персонала составляет три года, - поясняет коммерческий директор управляющей компании "Группа Отелей Русские Сезоны" Инна Рындина. - Считается, что каждые три года сотрудник должен либо достигать профессионального роста, либо переходить в новый отель. Пандемия и динамично меняющаяся экономическая среда внесли изменения в эти стандарты, и чтобы выгорание персонала не наступило уже в течение месяца, отельеры стали более активно вводить KPI для оценки своих сотрудников".
Эксперты полагают, что компаний, внедряющих те или иные инструменты оценки эффективности сотрудников, с каждым годом будет становиться все больше.
"В быстро меняющихся реалиях последних лет инструменты оценки эффективности персонала позволяют грамотно спланировать работу компании, обучения штата и смены стандартов работы с сотрудниками", - говорит руководитель продуктового направления сервиса "СберПодбор" Максим Горшунов.