ИИ начал помогать приставам вычеркивать должников из списка невыездных граждан

Федеральная служба судебных приставов начала в массовом порядке использовать системы искусственного интеллекта для принятия важных решений. В частности, именно роботы вычеркивают человека из списка невыездных после выплаты долга. Поэтому зеленый свет на границе теперь включается быстрее.

Не так давно был принят закон, разрешивший судебным приставам подключать системы искусственного интеллекта к взысканию долгов. Сразу после вступления закона в силу судебные приставы создали пилотное отделение в Рязанской области, где был протестирован робот. Но теперь приставы-автоматы работают по всей стране.

Директор Федеральной службы судебных приставов Дмитрий Аристов, выступая на коллегии в Министерстве юстиции России, сообщил, что количество процессуальных решений, принятых в автоматическом режиме без участия человека, превысило 57 миллионов.

Как уточнили "РГ" в Федеральной службе судебных приставов РФ, из 57 миллионов решений, принятых роботами, почти 5 миллионов касается вопросов возбуждения исполнительного производства.

Иными словами, дела об исполнении судебного решения заводятся автоматически, как только исполнительный лист поступает в ведомство. Но в автоматическом режиме принимаются также и другие решения, которые по большому счету не требуют участия человека, так как и человек выполняет их на автомате. Например, в таком режиме принимается решение о снятии запрета на выезд за границу после того, как должник расплатился.

У банков есть час, чтобы передать информацию: платеж прошел. После этого робот открывает границу

"Минцифры России совместно с ФССП России осуществлен запуск сервиса на портале Госуслуг, который позволяет отслеживать в личном кабинете стадии процесса снятия ограничения выезда должника из РФ, - рассказывают в службе. - Передача информации о применении и снятии временного ограничения на выезд должника из РФ между должностными лицами ФССП России и ФСБ России обеспечивается в полном объеме в электронном виде с использованием информационных систем".

Проще говоря, вся информация проходит по электронным каналам. Это быстро. А человек может отслеживать процесс через Госуслуги. Но, как объясняют эксперты, прежде всего из банка должен прийти сигнал, что оплата прошла. А у банков на это есть час. Таким образом, система работает быстро, но не моментально. Решать вопрос лучше заранее. Но сегодня он решается оперативно.