Врачебные ошибки, даже если речь идет не о самых сложных диагнозах, далеко не редкость. Точной статистики на этот счет в России не ведется. Но оценочные данные есть: например, опрос, который провела в 2019 году медико-сервисная компания "Этнамед", показал, что лишь каждый пятый диагноз сразу же был поставлен безошибочно. Примерно 60 процентов диагнозов нуждались в уточнении, а 20 процентов были поставлены неправильно.
В опросе участвовало более 700 авторитетных медицинских специалистов из лучших клиник страны, к которым люди приходят за "вторым мнением" - то есть когда опытный эксперт повторно оценивает состояние здоровья больного, если существуют сомнения в точности диагноза или схемы лечения.
Понятно, что улучшение качества работы врачей остается одной из первоочередных задач. И помочь ее решить может широкое внедрение Искусственного интеллекта. Идея решения, над которым работали эксперты медтехкомпании "Доктор рядом" совместно с коллегами из федеральной сети "Клиника Фомина", состояла в том, чтобы с помощью искусственного интеллекта контролировать качество лечения - правильность постановки диагноза, адекватности и эффективности выбранной врачом схемы терапии.
Для этого была создана специальная программа, в основу которой легла база обезличенных данных большого количества медицинских протоколов "Клиники Фомина". "Обучение" нейросети началось в 2020 году, в разработке платформы приняли участие 20 наиболее опытных докторов клиники по направлениям гинекология, эндокринология, ультразвуковая диагностика, урология, андрология и другие. Сейчас проверка медицинских карт осуществляется по этим направлениям, а до конца 2023 года компании планируют обучить ИИ проверке протоколов еще по нескольким новым направлениям.
Искусственный интеллект способен оценивать медицинские протоколы по 15 параметрам, а также соответствие жалоб пациента и выданных ему врачебных рекомендациях. Программа, по сути, проверяет правильность постановки диагноза и выбранной врачом тактики лечения. Более того, сервис способен предупреждать о возможной врачебной ошибке.
Если ИИ оценивает работу лечащего врача не слишком высоко - карта больного передается для анализа врачу-эксперту. Такая схема двойной проверки помогает снизить влияние человеческого фактора и объективнее оценивать качество работы врачей.
- Сейчас мы анализируем уже все 100 процентов протоколов во всех филиалах клиники - от жалоб пациентов до постановки диагноза и назначений врача. Искусственный интеллект помогает проверить больше карт, чем могут это сделать эксперты вручную. В результате нам удается анализировать данные лечения по каждому врачу, по каждому его пациенту, и по результатам выстроить процесс обучения специалистов. В итоге после внедрения ИИ количество карт с ошибками уменьшилось почти в два раза - на 46 процентов, - рассказала "РГ" медицинский директор сети "Клиника Фомина" Татьяна Румянцева.
- Программа все время совершенствуется. Например, в аналитическом отчете вся статистика по результатам проверки работы врачей может быть представлена в удобных для восприятия и анализа графиках и таблицах. Стало проще оценивать работу врачей в динамике, по конкретному филиалу или в целом по сети, по отдельным врачебным специальностям. Также теперь легко составлять рейтинг врачей, допускающих наименьшее количество ошибок и наибольшее, - рассказал глава медтехкомпании "Доктор рядом" Александр Андреев.
До сих пор многие поликлиники и больницы в России продолжают работать с бумажными документами. Конечно, цифровизация идет, но далеко не все специалисты осознают, какие колоссальные возможности в повышении эффективности оказания медицинской помощи она дает.
По-прежнему, остро стоит проблема контроля качества в клиниках: выборочная ручная проверка протоколов малоинформативна и зачастую необъективна, некорректно заполненные данные влияют на качество лечения. Искусственный интеллект, в котором аккумулируется огромный опыт большого количества профессионалов, позволит клиникам в будущем проверять все без исключения протоколы лечения, чтобы избежать врачебных ошибок и повысить качество работы медицинских работников.