По его словам, структура рынка значимых для продовольственной безопасности культур ощутимо изменилась. В 2009 году доля семян кукурузы отечественной селекции в растениеводческих хозяйствах России достигала 80 процентов. Но впоследствии импортные поставки стали стремительно расти и к 2014 году уже занимали половину рынка. Далее доля их существенно уже не менялась, находясь в диапазоне 45-55 процентов, последние два года - на уровне 50. С подсолнечником все еще хуже. Доля иностранных семян здесь также устойчиво росла и в последние годы достигла 70 процентов, что предопределило ощутимые последствия западных санкций для этого сектора.
Основными поставщиками семян кукурузы и подсолнечника в Россию были Франция, Сербия, Венгрия, Румыния, Турция, а до начала специальной операции и Украина. Однако в прошлом году зарубежные поставщики, ссылаясь на сложности ввоза своей продукции, начали срывать поставки, и особенно это было заметно в отношении подсолнечника. Впоследствии, правда, хозяйствам, с которыми они сотрудничали, предложили заключить новые сделки, но по цене вдвое выше.
В 2023-м ряд иностранных компаний также направил письма российским контрагентам, предупреждая о прекращении поставок. Ситуация с импортом развивается по кругу, и это показывает: семенной материал имеет стратегическое значение для продовольственной безопасности страны, и наши "друзья" за рубежом как раз прекрасно это понимают.
С 2017 года эксперты наблюдают такую картину: зарубежные фирмы стали выращивать семена сельхозкультур на территории самой России, и это толлинговое производство за пятилетие, к 2022 году, увеличилось вчетверо, достигнув 22 тысяч тонн. Оно продолжается и сегодня, сглаживая острые углы в семеноводстве.
- Вроде бы тенденция хорошая - идет освоение западных технологий. Однако и такой путь тоже не панацея, поскольку отсутствие завоза родительских форм из-за рубежа в итоге также ведет к дефициту семян, - критически оценивает это направление Михаил Самусь.
По словам эксперта, калькой такого сотрудничества является пример АвтоВАЗа, когда "Рено", уходя с российского рынка, отключил компьютерное обеспечение, из-за чего возникли трудности с выпуском автомобилей на российском автогиганте. Поэтому приемлемой для страны, по мнению специалиста, может считаться такая пропорция: 70 процентов семенного материала должно быть отечественным, 20 - зарубежной селекции, но выращенного у нас, причем на условиях, при которых даже уход партнеров с российского рынка не заставит буксовать полеводческий конвейер.
Несколько лет назад селекционеров спрашивали, смогут ли отечественные семеноводы полностью заместить привозную кукурузу и подсолнечник. Ответ сводился к тому, что понадобится еще 2-3 года, чтобы получить нужное количество родительских форм для размножения и последующего производства гибридов первого поколения. Час пробил: теперь у селекционно-семеноводческих компаний и государственных НИИ этого профиля наработан материал, чтобы снабжать потребителей. В частности, обеспечены отечественными поставками и хозяйства Урала, где распространены ранние гибриды.
Но возникает вопрос качества семян, которое зависит также от их подготовки на специализированных площадках. Их условно делят на три категории. Первые обеспечивают технологический процесс на уровне лучших европейских фирм. Вторые выдают продукцию в соответствии с утвержденными стандартами. Третьи же получают семена от смежников, не имеющих необходимых мощностей для проведения подготовительного цикла. Здесь-то и спрятаны основные риски: качество семян может измениться в худшую сторону.
Как еще один отрицательный фактор рассматривается психологическая ориентация на импортные поставки. Таким покупателям специалисты советуют с осторожностью подходить к приобретению зарубежной селекционной продукции. Особенно если покупают и оплачивают семена, которые физически находятся за пределами РФ: никто не застрахован от повторения ситуации весны 2022 года.
Чтобы изменить предпочтения, нужно активнее продвигать отечественные разработки. Но западные фирмы, обладающие большими маркетинговыми бюджетами, зачастую демонстрируют в этом деле большую расторопность. Практика показывает: чем крупнее растениеводческий холдинг в России, тем чаще в нем отдают предпочтение иностранным аналогам. На примере Курской области получены любопытные цифры: в компаниях, где кукурузой занято более 10 тысяч гектаров, доля отечественного семенного материала всего-навсего 2,7 процента, что в пять раз ниже среднестатистического показателя. Подобный выбор обычно аргументируется тем, что зарубежные сорта обеспечивают более высокую урожайность, хотя достоверных подтверждений тому нет. В 2020 году по инициативе Минсельхоза РФ было проверено большое количество демонстрационных площадок, где сравнили культуры разного происхождения. И только в одном случае, подчеркивает Самусь, отечественные гибриды уступили зарубежным настолько, что достигнутая прибавка окупила затраты на приобретение импорта.
Сейчас эксперты с уверенностью говорят, что отечественная селекция на 100 процентов способна удовлетворить потребности нашего АПК. Тем не менее развитие ускорилось бы, если скорректировать его вектор. В частности, речь идет о необходимости увеличить количество участков, пригодных для размещения семенных посевов с соблюдением требований пространственной изоляции. Ускорили бы процесс и нормативные документы, позволяющие организовать специальные семеноводческие зоны, а также направлять государственную поддержку только тем хозяйствам, где доля отечественных семян кукурузы более 30, а подсолнечника - не менее 20 процентов.
С тем, что дефицит семян российскому полеводству сейчас не грозит, согласен и управляющий партнер и главный редактор информационно-аналитического портала Agrotrend.ru Николай Лычев. Он уверен, что замещение импорта на этом направлении будет становиться все более выраженной тенденцией.
- Никто не отказывается от толлинговых производств. Но мы должны быть готовы, в том числе в регионах, к переформатированию рынка, - отмечает он. - Российских семян будет больше, а условно зарубежных - меньше. Все идет к тому, что часть семян, которые пока импортируются, будет производиться внутри страны.
- На Среднем Урале для посева используют кукурузу в основном нашей, отечественной селекции. В этом направлении все благополучно, - говорит проректор по научной работе и инновациям Уральского государственного аграрного университета Михаил Карпухин. - По кормовым культурам проблема только с рапсом: не менее половины используемых семян - импортные гибриды. При этом мы знаем, что в стране есть хорошие сорта отечественной селекции, но семена производятся в недостаточных объемах.
Несмотря на погодные капризы, кукуруза стала в Свердловской области самой активно развивающейся кормовой культурой. В прошлом году ее посевы в регионе были увеличены в три раза - именно благодаря разработкам отечественных селекционеров. Уральский НИИСХ - единственное учреждение в УрФО, которое занимается селекцией кукурузы.
- Сегодня мы имеем два гибрида - "кубанский 102", самый раннеспелый гибрид кукурузы в РФ, и "уральский 150", которые позволяют обеспечить все потребности животных в корме. Над созданием уникального раннеспелого гибрида ученые трудились 25 лет. Результат кропотливой работы - крупный, сочный початок, как в Краснодарском крае, и урожайность более 200 центнеров с гектара. Он представлен в 2020 году и активно используется на Урале, - рассказал директор Уральского федерального аграрного научно-исследовательского центра УрО РАН Никита Зенин.