11.05.202317:40

В мире растет спрос на российское продовольствие

Крупнейшим покупателем российского продовольствия остается Китай, нарастивший закупки за 2022 год на 44 процента в денежном выражении и на 36 процентов в физическом. Такие данные приводит федеральный центр "Агроэкспорт" Минсельхоза России.

Сергей Красноухов/РИА Новости

Стоимость поставок российской продукции АПК в Индию в прошлом году составила около 800 миллионов долларов, что почти в пять раз превышает показатель за предыдущие пять лет.

"С 2022 года заметно вырос экспорт российского продовольствия в Центральную Азию. Поэтапно растут поставки в Турцию, Иран, Египет, Алжир. В полноценном экспорте продовольствия и сельскохозяйственного сырья в целом заинтересованы страны Ближнего Востока, Азии, Африки, страны СНГ", - рассказал "РГ" Хаджимурад Белхароев, доцент программы "Международная экономическая безопасность" Института мировой экономики и бизнеса РУДН.

"Состав стран-партнеров может измениться в ближайшие 5-10 лет в зависимости от развития геополитических отношений, в том числе санкционных мер и мировой экономической конъюнктуры", - продолжает коммерческий директор НИИ развития народного образования Эмиль Ахундов.

Сейчас темпы роста российского агроэкспорта - самые высокие в мире, в 2022 году Россия поставила продукцию АПК почти в 160 стран государств, отмечают в "Агроэкспорте". По данным ФТС, в 2022 году экспорт продукции АПК превысил 41 миллиард долларов, что на 14,8 процента больше, чем в 2021 году.

"Объемы поставляемого российского сырья и продовольствия состоят преимущественно из зерна, рапсового и льняного масла, мяса птицы, говядины, сои, овса, семян льна, меда, рыбы и морепродуктов", - рассказал "РГ" декан факультета "Цифровая экономика и массовые коммуникации" МТУСИ Сергей Гатауллин. В целом в экспортных поставках доля зерновых культур составляет более 30 процентов, рыбы и морепродуктов - 18 процентов, доля масложировой продукции - около 20 процентов.

Пока главный экспортный продукт российского агропрома - зерно. По поставкам зерновых культур Россия с 2016 года страна лидирует на мировом рынке, поставляя сырье в 140 стран. И значение России по этой позиции будет только возрастать.

"Прорывным достижением являются лидирующие позиции по экспорту семян подсолнечника и растительного масла. Производя более 11 миллионов тонн семян подсолнечника, наша страна охватывает более 23 процентов мирового товарного рынка", - говорит Хаджимурад Белхароев.

Особым спросом во всем мире, продолжает эксперт, пользуется российская алкогольная продукция, в частности, водка. Кстати, в Китае предпочитают слабоалкогольную продукцию из России. В странах СНГ также востребованы кондитерские изделия.

Российский АПК имеет все возможности и перспективы для значительного роста. Сейчас проблему при взаимодействии с мировым продовольственным рынком создают нестабильная геополитическая обстановка и ограничительные меры, отмечают эксперты. "Учитывая, что потребность в российском продовольствии в мире будет только увеличиваться, для реализации экспортного потенциала нашей страны требуется реализовать крупные инфраструктурные проекты по строительству современных морских терминалов, логистических центров, расширения и прокладки железных и автомобильных дорог. Сейчас экспорт продовольствия, сырья и иных товаров народного потребления сдерживается пропускной способностью РЖД", - добавляет Хаджимурад Белхароев.

Для полноценного развития агропромышленного комплекса в целом необходимо учитывать и строительство сопутствующей инфраструктуры, особенно мест хранения продовольствия и сельскохозяйственного сырья.

Важно также обеспечить российский агропром отечественными семенными материалами, техникой и технологиями, заблаговременно проработать вопросы подготовки кадров. Кроме того при ведении сельскохозяйственного бизнеса сейчас используются компьютерные технологии, средства связи, специализированная техника и технологии, поэтому привлечение молодых специалистов возможно только при соответствующей инфраструктуре в сельских поселениях. Без создания условий для труда и отдыха удержать их на селе невозможно.

"Для развития российского агроэкспорта необходимы создание благоприятного инвестиционного климата, оказание господдержки экспортерам, развитие транспортной и логистической инфраструктуры, повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке, а также проведение мероприятий по продвижению российских товаров за рубежом", - добавляет Эмиль Ахундов.

И, конечно, следует переходить от экспорта сырья к экспорту конечной продукции с высокой добавленной стоимостью, для этого нужны эффективные и конкурентоспособные отечественные технологии переработки, говорит Сергей Гатауллин.

Специальный проект RG.RU

© ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

Учредители: Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации