30.05.2023 09:00
    Поделиться

    Научный сотрудник ИМЭМО РАН Подчасов - о том, как утечка записи закрытого заседания в Болгарии усугубила парламентский кризис и причем тут посольство США

    Болгария, которая с 2021 года находится в политическом кризисе, буквально неделю назад получила шанс завершить межпартийные склоки и наконец выбрать постоянное правительство. Пусть для этого пришлось согласиться на довольно экзотическую модель управления - премьер и его заместитель будут меняться каждые 9 месяцев, это все же лучше, чем постоянно находиться в режиме кризисного управления даже по самым базовым вопросам, вроде выплаты пенсий или установления цен на электричество.
    REUTERS/Spasiyana Sergieva

    Однако, и над этой возможностью сгущаются тучи: несколько дней назад депутат одной из ведущих партий опубликовал записи с закрытого заседания, которые вызвали громкий скандал и создали условия для проведения очередных, шестых за два года, парламентских выборов.

    Николай Подчасов, научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН объясняет, что произошло и почему это важно для России.

    - Произошел небольшой скандал, из-за которого пока непонятно, как ситуация будет развиваться. Думаю, все партии сейчас анализируют, какими могут быть его последствия.

    Ситуация следующая: президент [Болгарии Румен Радев - прим. авт.] все-таки вручил мандат на составление правительства второй по поддержке избирателей партии, но в связи с утечкой порекомендовал его сразу же вернуть.

    На это кандидат на должность премьер-министра от коалиции "Продолжаем перемены" - "Демократическая Болгария" (ПП-ДБ) Николай Денков ответил, что они все-таки попытаются составить "ротационный" кабинет, о котором договаривались с партией ГЕРБ ("Граждане за европейское развитие Болгарии").

    При этом ГЕРБ - первая по количеству мест в парламенте - заявила, что из-за произошедшей утечки приостанавливает переговоры, хотя коалиция ПП-ДБ эту информацию не подтвердила.

    Как я понимаю, сейчас все политические деятели анализируют, насколько серьезными могут быть последствия этого скандала, как бурно население на него отреагирует. Может быть, срочно проводят социологические опросы, чтобы посмотреть, какая будет реакция. И, соответственно, думают, что им делать в этой ситуации, имеет ли смысл придерживаться уже достигнутых договоренностей либо искать другие - более выгодные, а может быть, менее невыгодные - варианты.

    Вопрос в том, как сильно утечка повлияет на имидж той партии, которая сейчас получила право на составление правительства: насколько партии ГЕРБ сейчас выгодно с ней выступать в коалиции, не окажется ли, что от этого они понесут еще больший ущерб.

    А оценить, честно говоря, трудно. В этой утечке нет ничего принципиально нового, о чем уже не знали бы эксперты. Самый большой резонанс вызвала информация о том, что якобы коалиция ПП-ДБ собирается после того, как создаст правительство, сменить начальников всех силовых структур, вроде Государственного агентства национальной безопасности, и некоторых других. И что новые кандидатуры на эти должности уже согласованы с посольствами. Подразумевается, что это посольство США и некоторых европейских стран.

    Впрочем, на протяжении долгого времени и болгарские, и европейские, и отечественные эксперты говорят о том, что ключевые посты действительно согласовываются болгарами с коллегами из Соединенных Штатов и ряда других стран. При этом не афишируется, насколько важно именно мнение партнеров. Болгария все-таки суверенная страна и такие решения, по идее, должны приниматься самостоятельно. Но практика с теорией иногда не сходится.

    Все служащие, которые сейчас занимают эти ключевые посты, были назначены президентом Радевым за то время, пока страной управляли технические правительства, которые не утверждены действующим парламентом - его просто не было. И то, что так заявили о согласовании и о запланированных заменах - это не то, чтобы новость. Но для Болгарии это слишком откровенное заявление об их, как бы выразиться, не вполне самостоятельном статусе в рамках евроатлантических структур.

    Кроме того, в этих утечках прозвучало еще несколько неприятных вещей, о которых напрямую говорить не принято. Например, что ГЕРБ - это не враг ПП-ДБ и никогда не был, а на самом деле борьба идет с более глубинными структурами. Это тоже не новость, но такие заявления делать не принято.

    Если бы кто-то сказал такое открыто, то, может быть, на это и не обратили бы внимания. Но поскольку об этом поведал публике депутат, который сразу же после этого вышел из состава партии и заявил, что боится за свою жизнь, что находится под государственной охраной, то это заставило общество более внимательно прислушиваться к его словам и искать сенсации.

    Президент Болгарии, Румен Радев, отреагировал на случившееся очень негативно, восприняв утечку записи как ход, направленный против него. В принципе, он прав.

    Действительно, на фоне объединения ГЕРБ и ПП он остался единственным политическим лицом, которое не войдет в предполагающуюся коалицию.

    Очень многие подчеркивают, что последние два года президент не просто играл ключевую роль, он этим [парламентским кризисом - прим. авт.] воспользовался, чтобы усилить свое влияние за счет "горизонтальных связей", назначая лояльных себе людей на ключевые неполитические посты. Например, на должности руководителей силовых структур, что, в общем-то, в рамках закона. Как сказала по этому поводу одна из видных представителей партии "Продолжаем перемены", это соответствует букве, но не духу закона: якобы, этим должен заниматься парламент. Но кто же виноват, что его не было?

    Эта утечка информации разбередила разлом в болгарской политике, который был не на виду последние два года. Это разлом не между политическими партиями, которые постоянно между собой враждуют, а между парламентом и президентом, который фактически все это время управлял страной.

    С большой вероятностью политические партии все-таки сумеют договориться и составить правительство, постаравшись выбить для себя дополнительные уступки. Отказываться от идеи составить [ротационное - прим. авт.] правительство им невыгодно, потому что это будет означать новые выборы, новые потери.

    Что касается отношений Москвы и Софии, то в долгосрочной перспективе России выгодно сотрудничать с избранным кабмином, потому что короткий срок полномочий служебного правительства препятствует принятию важных решений. Даже в условиях, когда такая ситуация продолжается два года, правительство не может не то что заключать крупные соглашения, но и вести хоть сколько-нибудь серьезные переговоры без опоры на парламент.

    Российская сторона же заинтересована в том, чтобы у нее в лице болгарского правительства были партнеры, с которыми можно договариваться исходя из взаимных национальных интересов.

    Это был бы хороший вариант, если бы не обстоятельства, на которые указывает недавняя утечка: даже те партии, которые законно избраны и планируют прийти к власти с опорой на парламент, зачастую руководствуются не интересами Болгарии, а консультациями с посольствами. В таких условиях найти компромисс будет сложно.

    В этом плане президент волей-неволей оказывается эдаким "голосом рассудка", который указывает на то, что у Болгарии должно быть собственное мнение и оно не всегда может совпадать с позицией партнеров по ЕС и НАТО. Радев неоднократно заявлял, что эти интеграционные структуры должны работать на то, чтобы болгарские интересы были лучше представлены, а не чтобы политики приходили и объясняли населению страны, почему им нужно поступиться своим благополучием.

    Таким образом, ситуация для России складывается двоякая. С одной стороны, Радев симпатичен, но его полномочия как президента не позволяют ему управлять страной в долгосрочной перспективе. С другой, стабильность в Болгарии нам выгодна, интересно постоянное правительство, но если к власти придут те партии, которые сейчас победили, то, скорее всего, оно будет очень сильно подвержено внешнему влиянию.

    Поделиться