"Мусорный вопрос" надо решать и в головах, и на местности

Проблема со сбором, переработкой и утилизацией бытовых отходов не имеет простых решений: чтобы с ней справиться, необходима не только инфраструктура, но и перестройка общественного сознания. Своей оценкой положения дел в этой сфере с "Российской газетой" поделилась доцент Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат архитектуры Валерия Супранович.
Пресс-служба ГАСУ

В Петербурге с переменным успехом внедряется раздельная сортировка мусора и планируется строительство нескольких мусороперерабатывающих предприятий. Многие опасаются, что такие объекты нанесут вред окружающей среде. Что необходимо, чтобы развеять эти опасения?

Валерия Супранович: Проблему надо рассматривать с нескольких сторон. Во-первых, с точки зрения экологии. Сейчас существует множество технологических решений, исключающих ущерб природе и человеку. В том числе по мусоросжиганию, когда неперерабатываемые отходы сжигаются определенными способами так, что уровень выбросов во внешнюю среду практически сводится к нулю. Эти технологии есть и в России.

Второй аспект проблемы - социальный. К сожалению, уровень первичной сортировки мусора в стране находится на достаточно низком уровне. Среди граждан не ведется активной работы по внедрению раздельного сбора. Кто-то еще помнит советскую практику сортировки различных видов отходов, кто-то знаком с зарубежным опытом. Но для успеха этой работы нужна повсеместная, а не выборочная, как сейчас, организация раздельного сбора. И техническая подготовка.

Сегодня многие готовы сортировать мусор, но мусорные площадки просто не приспособлены для регулярного приема рассортированных отходов: они неудобно расположены или не имеют контейнеров для сбора всех мусорных фракций - пластика, бумаги, стекла, металла, органических и других отходов. Мусор, который невозможно сразу сдать, приходится копить либо везти куда-то в пункты сбора. Но у большинства людей нет места и времени, чтобы накапливать и отвозить такие отходы, и все они оказываются в одном контейнере.

Из-за проблем с первичной сортировкой при поступлении на мусороперерабатывающие комбинаты доля отходов, подлежащих переработке, очень низка, не более 10 процентов. При обработке или сжигании в технологический процесс могут попасть компоненты, которые для этого непригодны. В мусоре постоянно находят то, что совершенно не подлежит переработке: например, отдельные виды пластмасс, упаковочные материалы сразу из нескольких составляющих - картона, пластика, металла. В итоге в переработку идет лишь небольшая часть, а остальное свозится на полигоны, поскольку основная масса непригодна для сжигания.

Какие принципы должны соблюдаться для экологической безопасности предприятий, работающих с мусором?

Валерия Супранович: У нас есть нормы по санитарно-защитным зонам. По мусоросжигательным заводам эти зоны составляют порядка 1000-2000 метров. Но мы понимаем, что, помимо радиуса, в пределах которого нельзя строить жилые дома, социальные объекты, есть такая вещь, как роза ветров. И за счет ветра, за счет осадков негативное воздействие, например запахи, все-таки может распространяться. Поэтому мусоросжигательные заводы стараются размещать в промзонах с полосой отчуждения. А вот мусоросортировочный комплекс не обязан иметь такой обширной санитарной зоны. Так, например, в Подмосковье подобные объекты находятся в непосредственной близости с жилой застройкой.

Архитектурная составляющая таких объектов, как правило, утилитарна. Есть линейка оборудования, которому должно соответствовать архитектурно-планировочное решение. Но если внешний облик сооружения, помимо совместимости с технологиями, получит образное решение, то его социальное восприятие улучшится: когда внутри жилой застройки вы видите не серое промышленное здание, а объект, гармонирующий с архитектурно-природной средой, люди воспринимают предприятие мусоропереработки как органичный элемент застройки, а не как угрозу для экологии местности.

Участвуют ли специалисты СПбГАСУ в архитектурном проектировании объектов мусоропереработки?

Валерия Супранович: В основном это все происходит по нашей личной инициативе, совместно с обучающимися на кафедре архитектурного проектирования СПбГАСУ. В прошлом году была информация о проведении конкурса архитектурных решений по проектам мусороперерабатывающих заводов в Петербурге. Насколько мне известно, пока все остановилось на стадии выбора подрядчиков для строительства таких предприятий. Итогов пока нет. Но мы свою деятельность продолжаем, участвуем в научных конференциях по этой теме. Надеюсь, в какой-то момент наша работа будет иметь практический вес в решении "мусорной" проблемы.

Реклама

СПбГАСУ