издается с 1879Купить журнал

Археологи открыли в Севастополе уникальную античную беседку с мавзолеем

28 июня 2023

На раскопках в пригороде Херсонеса археологи обнаружили каменную постройку античного периода, которая сочетает в себе общественное сооружение и мавзолей. Ученые считают, что она уникальна для всего античного мира.

Находка относится к римскому периоду и датируется I-II веками нашей эры. Обнаружили ее под землей на глубине 1,8 метра.

- Археологический комплекс состоит из двух частей. Верхняя представляет собой полукруглую беседку, или экседру, - рассказал начальник античной новостроечной экспедиции Института истории материальной культуры РАН Сергей Соловьев. - Это общественное ритуальное сооружение. Такие постройки известны в античном мире, их устанавливали в особо значимых местах, на главных улицах, рядом с культовыми строениями. Но в нашем случае экседра была построена поверх погребального сооружения - многокамерного склепа или мавзолея. Такое сочетание погребального и общественного комплекса нигде в античности не встречалось.

В экседре сохранились несколько каменных скамеек на подставках в виде лап грифонов. Изначально их было семь, считают археологи. Скамейки стояли полукругом. Вероятно, здесь мог находиться и алтарь, где проводили поминальные ритуалы. Исследователи считают, что экседра имела деревянную надстройку с колоннами и перекрытиями.

В мавзолее археологи открыли четыре камеры, в том числе два саркофага, вырубленных в скале. В центральном захоронении обнаружены девять урн с прахом, восемь свинцовых и одна бронзовая. В других камерах найдены более 10 захоронений по обряду ингумации. Ученые полагают, что центральные захоронения с урнами были мужскими, а по краям располагались женские. На это указывают различия в погребальном инвентаре. В "женских" камерах обнаружены украшения, наборы посуды, стеклянные сосуды, декоративные элементы одежды. Эту гипотезу еще предстоит проверить антропологам.

Но уже очевидно, что экседра с мавзолеем принадлежала состоятельной семье. Найденный археологический комплекс находился на видном месте в начале широкой улицы, которая шла от ворот Херсонеса к городскому некрополю. Он появился на этом месте еще в эллинистический период, а расцвет пришелся на римское время. В это время здесь были построены многие погребальные сооружения богатых херсонеситов. Археологам удалось их найти.

- Захоронения в мавзолее продолжались на протяжении длительного времени, это была фамильная усыпальница, - говорит Сергей Соловьев. - Мы пока не знаем, какой семье она принадлежала. Но у нас есть два имени. При снятии надгробной плиты с одного из саркофагов мы увидели надпись: "Кассандре, дочери Антисфена".

По словам археолога, это редкое имя для Северного Причерноморья. Так что исследователи могут попытаться выяснить, кто она.

- Мы открыли слой глубиной более девяти метров и смогли проследить планировку загородной территории Херсонеса от древних времен, - говорит старший научный сотрудник ИИМК РАН Виктор Вахонеев. - Мы нашли разметку первых херсонеситов, сделанную в IV веке до нашей эры. Они сразу же отметили здесь теменос - священный участок, где были огромные помещения, куда приходили паломники, приносили подношения богам. Здесь находился древнегреческий храм. Рядом стоял героон, где, возможно, был похоронен один из основателей Херсонеса. В римское время улица стала застраиваться монументальными погребальными сооружениями.

В более поздний период жители Херсонеса засыпали погребальные сооружения предков, чтобы сохранить их от разграбления, полагают ученые. Благодаря этому их и удалось найти почти в полной сохранности.

Раскопки на территории Южного пригорода Херсонеса ведутся с апреля 2021 года, они стали самыми масштабными в античной археологии не только в России, но и во всем мире. За это время исследована территория площадью 85 тысяч квадратных метров, найдено около 4 миллионов предметов и более 1500 археологических комплексов, большей частью погребальных. Коллекция находок, представляющих музейную ценность, достигла 360 тысяч предметов - это в полтора раза больше, чем хранится в фондах херсонесского музея. Все находки будут переданы "Херсонесу Таврическому".

Особо ценные погребальные комплексы, к которым относятся найденные ранее римский колумбарий, гробницы Аристона и Аннион, эллинистические памятники героон, храм, толос, а также открытая теперь экседра, будут сохранены и представлены в будущем историко-археологическом парке. Работа над созданием парка ведется при финансовой поддержке фонда "Моя история" и содействии минобороны РФ.