То, что грузооборот в ближайшие годы будет увеличиваться, сомнений нет. Единственное, в чем расходится мнение экспертов, так это в оценке динамики: маятник прогнозов роста колеблется от двух до 10 раз к 2030 году. Россию ждут не просто с товарами всех мастей, но и с инвестициями.
"Африканские страны - это растущие экономики. Им нужно все и много, начиная от стандартного набора продуктов (мука, масло) и заканчивая технологиями и оборудованием", - пояснил "РГ" гендиректор инвестиционно-консалтинговой группы "Афроинвест", сопредседатель общероссийской общественной организации "Инвестиционная Россия" Дмитрий Веселов.
При этом примитивный бизнес "купи-продай" стратегически неэффективен, говорит эксперт. Африканцы заинтересованы в том, чтобы вести совместный бизнес. Для этого они предоставляют территории, создают особые экономические зоны, в том числе для русского бизнеса, где можно безопасно и понятно работать при поддержке африканской стороны. Инвестировать в развивающиеся страны выгодно, отмечает Дмитрий Веселов.
В то же время логистика на африканском направлении сложная. В основном у нас обкатано сотрудничество со странами, имеющими порты на Средиземном море. По словам основателя компании "Модуль" Александра Альтшуллера, более 70 процентов товарооборота России с Африканским континентом сегодня обеспечивают Египет, Алжир, Марокко, Тунис и ЮАР (в рамках БРИКС). А стран в Африке - только независимых - 54, из них 37 имеют широкие выходы к морю. "Сейчас осуществляются прямые судозаходы из портов Санкт-Петербурга и Новороссийска в порты Египта (Александрия, Дамиетта), Алжира, Марокко (Касабланка, Танжер), Туниса (Бизерта), Кении (Момбаса), Танзании (Дар-Эс-Салам), а также в порт Джибути, расположенный на пересечении множества торговых путей, связывающих Европу, Дальний Восток и Персидский залив.
Однако в основном это либо разовые судозаходы, например доставка негабаритных и проектных грузов для инфраструктурных проектов на территории Африки, либо сезонные - для доставки урожая фруктов", - сообщил эксперт.
Для запуска полноценных мультимодальных сервисов с постоянной морской составляющей необходимо наработать достаточную грузовую базу.
Торговля на африканском направлении также связана с определенными рисками. Эксперты называют среди прочих отсутствие платежной дисциплины у некоторых южных партнеров, забюрократизированность таможенных процедур, дефицит торгового флота, языковой и культурный барьеры, низкий уровень безопасности на некоторых территориях и т.д. "К потенциальным рискам и барьерам также можно отнести устаревшее законодательство, жесткое лоббирование крупными международными корпорациями выгодного им правового режима в ущерб национальным интересам и отсутствие у ряда стран двусторонней законодательной базы с Россией. Речь о соглашениях о защите инвестиций, невозможности двойного налогообложения и т. д. Тормозом является и отсутствие прямого регулярного авиасообщения между Россией и значительной частью стран континента", - считает зампред правления "РосДорБанка" Денис Алексеев.
Но ситуация меняется, подчеркивает президент таможенно-логистического оператора "КВТ Сервис" Юлия Шлёнская: "Африканские страны сейчас разрабатывают планы по строительству складов, мощностей по переработке товаров. На правительственном уровне заключаются соглашения о сотрудничестве, смягчаются условия создания компаний российскими юрлицами в стратегически значимых странах Африканского региона. И мы видим лояльность местной администрации".
Африканские страны работают над улучшением инвестклимата и диверсификацией своей экономики для привлечения российской торговли и инвестиций, подтверждает кандидат экономических наук, эксперт маркетингу и продажам цифровых систем Лилия Алеева. Помочь делу могла бы цифровизация определенных логистических процессов, в чем у России накоплен обширный опыт. Скажем, создание цифровых торговых площадок, внедрение цифровых технологий отслеживания, системы управления складом, решения для доставки "последней мили", аналитика цепочки поставок. "Все это в целом может принести африканским странам преимущества, включая снижение затрат, повышение прозрачности и качества логистического взаимодействия с Россией", - резюмирует Лилия Алеева.