Сколько сотрудников у нас сейчас работает в удаленно? И когда их число достигло максимума?
Марина Буянова: Удаленно сейчас работает четвертая-пятая часть всех сотрудников. Самое большое их число наблюдалось в 2021 году. В 2020 году еще не все осознали опасность ковида и хотели сохранить привычный и понятный формат работы. Когда руководители поняли, что этот вирус действительно очень опасен, на удаленку вывели всех, кого только можно было и нельзя. Изменения в ТК РФ были внесены в декабре 2020 года, их активное применение пришлось на 2021 год.
Можно ли ожидать, что однажды число сотрудников на удаленке, сократится до доковидного уровня?
Марина Буянова: Нет, потому что и в доковидное время, скорее всего, были компании, которые хотели бы работать в таком режиме. Но не было возможности. Законодательство допускало только дистанционную работу.
Но количество компаний, работающих на удаленке, действительно будет сокращаться. У этого формата много минусов, и все больше организаций обращает внимание на другой формат работы - гибридный. Он не содержит тех недостатков, которые есть у удаленки. Руководителям нравится, что они могут комбинировать разные варианты вовлеченности сотрудников в офисную работу, где-то половину времени работники трудятся дома, где-то большую часть проводят в офисе, а в каких-то организациях в офисе проводятся только совещания, планерки и другие общие мероприятия. На мой взгляд, гибридный формат - наиболее нейтральный вариант.
Ждете ли вы увеличения количества компаний, которые отменят удаленку?
Марина Буянова: Я думаю, что с осени этого года компании массово начнут выводить сотрудников с удаленки.
Но все будет зависеть и от ряда факторов: не возникнет ли риска новой волны вирусов. Потому что осенью активность усиливается. Как мы видели, компании довольно оперативно научились реагировать на такие вызовы, технология удаленной работы отработана, и при малейших рисках руководство принимает решение, что коллектив работает вне офиса. Сейчас предпосылки к выходу с удаленки есть.
Почему компании принимают решение о выходе сотрудников в офис? Что им не нравится в удаленном формате работы?
Марина Буянова: В первую очередь компании недовольны отсутствием контроля, снижением дисциплины сотрудников. Есть категория руководителей, которым удобно контролировать сотрудников, если они находятся на рабочем месте. Работник пришел вовремя, сидит - работает. Уже видно, что он дисциплинирован и показывает свою вовлеченность в работу. Таким руководителям сложно понять, как контролировать сотрудников вне офиса, как отследить, что они трудятся, а не своими делами занимаются. Есть другие руководители, которые выстроили свою систему оценки труда, результатов. Но не все руководители такие.
К тому же не секрет, дома действительно много отвлекающих факторов. Хочется чайку попить, домашние дела сделать, детьми позаниматься, а не работой. Поэтому руководители, которые за контроль, отчасти правы. Только очень самоорганизованным людям удается эффективно работать в пижаме и халате.
Каким сотрудникам удаленная работа нравится больше всего? И получается ли у них работать эффективно вне офиса?
Марина Буянова: Больше всего удаленка нравится мамам с маленькими детьми. Они считают, вот как хорошо, я сижу дома, работаю, ребенок рядом. Но ребенок отвлекает, и эффективность работы страдает. Стоит отвлечься на несколько минут, и уже забыл, над чем работал. Поэтому, с одной стороны, это та категория, которой больше всего нравится такой формат работы, но именно эта же категория показывает снижение результативности при удаленном формате работы.
Какие проблемы выявила удаленка?
Марина Буянова: Основные проблемы я бы описала так: нет дисциплины, нет социума, нет коллектива. Для того, чтобы посовещаться с коллегами, нужно провести совещание, просто прийти и переговорить возможности нет. При этом качество коммуникации всевозможных зум-конференций устраивает не всех руководителей. Сотрудники ужинают, пока идет конференция, куда-то едут, ходят по магазинам - занимаются своими делам. У кого-то плохая связь, вроде бы логичное оправдание, так бывает, но качество вовлеченности в разговор страдает. Многим сложно понять без личного общения, все ли услышал и усвоил сотрудник. Да и неформальное общение между сотрудниками много значит, они тоже договариваются о чем-то, делятся опытом. Чувство локтя, чувство товарищества, оно возникает только при личном общении.
Увеличила ли удаленка число конфликтов между сотрудниками и руководителями? Из-за чего они чаще всего возникают споры? И часто ли руководители недовольны тем, что работники слишком долго не выходят на связь?
Марина Буянова: Руководители хотят, чтобы сотрудники всегда были на связи. И из-за качества связи действительно возникают конфликты. Сотрудники говорят, что они не виноваты, связь действительно плохая, нет интернета, пропал. Конечно, такое случается, никто не застрахован. Но руководители недовольны.
Кроме того качество коммуникации на удаленке не то. Огромным количеством информации коллеги обмениваются буквально за пару минут разговора: идеями, контактами и т.д. Просто, пока сидят за соседними столами, встретившись в коридоре, и заглянув в соседний кабинет. В этом смысле удаленщик изолирован, чтобы с ним поговорить, надо специально ему звонить.
Как влияет удаленка на руководителей? Какие нарушения с их стороны наблюдаются?
Марина Буянова: Сотрудники часто недовольны тем, что их отправили на удаленку, но не обеспечили техникой и средствами коммуникации. Закон говорит, что в таких случаях работодатель обязан доплачивать или обеспечивать работников техническими средствами. Большинство предпочитает доплачивать небольшую сумму за то, что сотрудник работает на своем оборудовании. И за эти деньги невозможно обновить технику. Но если сотрудник не выполнил работу, потому что у него сломался компьютер, руководитель недоволен, и во всем винит подчиненного. Сотрудники считают это несправедливым.
Какие еще главные минусы удаленной работы были выявлены?
Марина Буянова: Сейчас многие организации вспомнили, что их сотрудники работают на программном обеспечении, которое нельзя использовать дома из соображений безопасности. Или, что сотрудники работают с информацией, которую не следует "выносить" за пределы офиса. Если в пандемию об этом подзабыли, здоровье людей вышло на первый план, то сегодня все больше организаций чувствуют, что обеспечить безопасность информации за пределами офиса им не под силу. Это также является основанием для возврата сотрудников в офис.
По опросам, многие сотрудники готовы уволиться, если на работе отменят удаленку. Это правда или своего рода шантаж?
Марина Буянова: Я думаю, что они припугивают руководство. Есть люди, которые знают, что легко найдут другую работу. Но большинство рискуют быть уволенными. Особенно это касается белых воротничков - офисных сотрудников. Уже много раз говорилось, что их переизбыток, что такого их количества не надо. Поэтому им стоит держаться за свои места.
Каково, на ваш взгляд, будущее удаленки и гибридного режима?
Марина Буянова: Удаленка трансформироваться не будет. Законодательно этот формат хорошо прописан и отработан компаниями. А вот гибридный график еще ждут изменения. Потому что компании выстраивают удобную для себя модель взаимодействия с сотрудниками.
Также нужно еще решить ряд вопросов в применении гибридного графика. Например, можно ли использовать при гибридном графике дополнительные основания для увольнения, которые установлены для дистанционных работников. Как быть с оплатой технических средств? Работодатель должен компенсировать сотруднику использование собственных технических средств или обеспечить ими сотрудника. Но как правильно рассчитать компенсации, если сотрудник работает только часть времени дома. Практика по этому вопросу еще не сформировалась, но она очевидно будет.