В обновленной Конституции Республики Узбекистан впервые определены приоритеты развития страны, которые определяются волей многонационального народа, где высшей ценностью является человек, его права и свободы, честь и достоинство. Конституция страны обозначает цель построения гуманного демократического, динамично развивающегося государства, открытого для внешнего мира со справедливым общественным порядком, что обеспечит устойчивость развития и предсказуемость в будущем для международного сотрудничества. При этом подчеркивается значимость развития внутреннего рынка, что способствует развитию благоприятного инвестиционного климата в стране.
Именно в новой редакции Конституции Узбекистана сформулирована позиция республики в части реализации обновленных подходов к развитию международных отношений с соседними государствами на основе сотрудничества, взаимной поддержки, мира и согласия.
Другими словами, речь идет о формировании новой концепции регионостроительства и создании единого геоэкономического пространства Центральной Азии, имеющего конкретное политическое и социальное измерение. Таким образом, Республика Узбекистан выступила инициатором преобразования центрально-азиатского региона в зону мира, поступательного развития и роста благосостояния населения региона.
Именно руководство страны выступило своего рода "драйвером" обновленных форм "сшивания" социального, экономического и политического пространства.
Все это налагает собственно на республику большие обязательства, выдвигает новые требования, и в частности, - это стабильное и поступательное развитие собственной экономики Узбекистана.
Несмотря на вызовы в современных условиях для мировой экономики, Узбекистан демонстрирует устойчивость к ним. Так, в 2021 г. темпы роста ВВП Узбекистана составляли 7,4%, (доля цифровой экономики - более 2%). При этом 100 тыс. новых предпринимателей начали свою работу именно в 2021г., а число самозанятых лиц возросло до 1,2 млн. Все это явное свидетельство наличия благоприятного инвестиционно-предпринимательского климата Узбекистана.
По данным Госкомстата Узбекистана, ВВП страны за I квартал 2023 года увеличился на 5,5%, что для современной мировой экономики и соседей республики является примером успешной экономической политики (так, в Казахстане рост составил 4,9%, в Кыргызстане - 4,6%, а в КНР - 4,5%).
Государству удалось снизить инфляцию с 2,9% в январе-марте 2022 г. до 2,4%, при этом увеличение цен на непродовольственные товары составило 1,6% (2022г. - 2,1%), платные услуги - 1,6% (2022г.- 1,5%), а на продовольственные товары - 3,4% против 4,4% в 2022г.
Динамика инвестиций сохраняет позитивную тенденцию, что связано с активизацией инвестиционной деятельности государства и ростом объемов привлеченных иностранных инвестиций и кредитов под гарантию правительства. Среди нецентрализованных инвестиций отмечается значительный рост прямых иностранных инвестиций (+37%).
Анализ роста внешнеторгового оборота Республики Узбекистан с 2018г. по 2022 г. (+63,2%, в т.ч. в 2021 г. +11.4%, а в 2022г. +15.3% против предыдущего года) свидетельствует об активизации хозяйственной деятельности в стране, оптимизации структуры национального хозяйства, позволяющей наращивать экономическое взаимодействие, в первую очередь с партнерами соседних стран.
Симптоматично, что объем экспорта в 2022 г. против 2018 г. вырос практически на 40%, а импорт - на 63%. Анализ структуры внешнеторгового оборота свидетельствует об индустриализации национального хозяйства, повышении его конкурентоспособности на международной арене.
Руководство страны принимает комплексные меры по углублению взаимодействия в рамках центральноазиатского региона, акцентируя внимание на развитии взаимной (в рамках региона стран ЦА) торгово-экономической кооперации, транспортно-логистической инфраструктуры, обеспечения рационального и комплексного использования водно-энергетических ресурсов трансграничных рек Центральной Азии и экологической устойчивости, завершения процессов делимитации и демаркации границ.
Сегодня Узбекистан с соседними странами - Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном установил отношения стратегического партнерства, а с рядом из них они подняты на уровень союзничества. В частности, страны ЦА переходят от товарного обмена к совместным проектам промышленной кооперации, экспорту совместной продукции на внешние рынки. В ряде стран региона налажен выпуск бытовой техники, открыты текстильные фабрики, запущено производство по сборке легковых автомобилей, созданы совместные агрокомплексы, достигнуты договоренности по строительству Камбаратинской ГЭС-1, электростанций на реке Зарафшан.
Узбекистан расположен в сердце центральноазиатского региона, не имея выхода к морю. В этой связи строительство автодорог регионального значения играют существенную роль в развитии экономики страны. В частности, коридор ЦАРЭС соединяет Кавказ и Средиземноморье с Восточной Азией, а участок Узбекистана включает три автодороги, фактически соединяя восток и запад страны, и включает развитие дорожной сопутствующей инфраструктуры, де факто формируя устойчивую базу расширения экономических связей с Казахстаном и Киргизией.
Запланирован запуск оптово-распределительных центров, строительство железной и автомобильной дорог по маршруту Учкудук-Кызылорда и многое другое. Следует подчеркнуть, что в каждом вышеуказанном вопросе активное участие принимают высококвалифицированные узбекские специалисты, поскольку в стране уделяется большое внимание качеству подготовки кадров и их умению применять полученные знания в международном сотрудничестве.
Особую роль для реализации задачи создания зоны мира, процветания и поступательного развития в ЦА играет фактор обеспечения здоровья людей. Узбекистан, работая с международными вузами, ведет ускоренную подготовку кадров, нацеленных на разработку инновационной продукции, для государств ЦА жизненно важным становится вопрос создания внутреннего хаба производства фармпродукции. Фармацевтический рынок Узбекистана - третий по величине среди стран СНГ и фактически первый по масштабу в ЦА, это один из самых быстрорастущих в регионе - около 10% в год.
За последние пять лет в Узбекистане запустили около сотни новых инвестиционных проектов на общую сумму более 500 млн сумов, в т.ч. 65 проектов создано с участием зарубежных инвесторов. В результате объем производства фармацевтической продукции увеличился в 2,5 раза, а экспорт - почти в пять раз. Появилось более 7 тыс. рабочих мест.
Принята программа по производству 17 видов субстанций и биологически активных веществ, предусматривающая создание кластеров по выращиванию и научному производству 120 видов лекарственных растений.
В целом к 2026 году Узбекистан планирует увеличить объем производства фармпродукции в три раза и довести долю лекарственных средств отечественного производства на рынке Узбекистана до 80%.
Следует подчеркнуть, что особое значение для внешнеэкономического сотрудничества республики Узбекистан имеет развитие связей с Афганистаном, в ключе содействия экономическому восстановлению страны, развитию его транспортной, производственной, энергетической и социальной инфраструктуры, что является важной компонентой формирования стабильного и процветающего центрально-азиатского региона.
Как отмечал Президент сраны Шавкат Мирзиёев, "Мирному, устойчивому развитию этой страны также будет способствовать вовлечение Афганистана в региональные торгово-экономические процессы."
Сегодня инициативы Президента Республики Узбекистан в части проведения регулярных консультативных встреч глав государств Центральной Азии сформировали результативные площадки открытого и доверительного диалога, разработки согласованный действий в области регионального экономического развития.
Именно руководство Узбекистана обозначило ключевую цель этого партнерства: "Мирная, экономически процветающая Центральная Азия - наша важнейшая цель и ключевая задача. Узбекистан решительно настроен на диалог, конструктивное взаимодействие и укрепление добрососедства".
Ярким свидетельством этого является рост форматов "Центральная Азия+", количество которых с 2017 года выросло с 4 до 10 диалоговых площадок. Это говорит о признании высокого уровня консолидации центральноазиатских государств.
На IV Консультативной встрече глав государств ЦА Узбекистан выдвинул программу "Зелёная повестка" для Центральной Азии, которая нацелена на вопросы декарбонизации экономики, опережающего развития альтернативной энергетики с организацией взаимных поставок электроэнергии, широкого внедрения водосберегающих и экологически чистых технологий, а также рационального использования водных ресурсов. Принятие данной программы обеспечит реализацию резолюции 75-й сессии Генассамблеи ООН об объявлении региона Приаралья зоной экологических инноваций и технологий.
Стратегическим направлением регионального взаимодействия остаются вопросы взаимодействия в сфере безопасности. Узбекистан видит приоритетными направлениями в этой области - борьбу с традиционными угрозами экстремизма и терроризма, организованной преступностью и наркотрафиком, а также с киберпреступлениями. В этом контексте президент Узбекистана предложил ряд мер на международной конференции "Региональное сотрудничество между государствами Центральной Азии", среди которых: открытие в регионе офиса Контртеррористического управления ООН; созыв Молодежного совета стран Центральной и Южной Азии для обсуждения вопросов региональной безопасности; создание Единой электронной сети по кибертерроризму в ЦА для борьбы с терроризмом в цифровом пространстве.
Узбекистан изменил подход к региональным организациям. Узбекистан стал наблюдателем в Евразийском экономическом союзе, вступил в состав Тюркского совета. Выстраивать взаимоотношения с ЕАЭС Узбекистан планирует исключительно с учетом национальных и, самое главное, региональных интересов.
Подводя итоги вышеизложенному, хотим подчеркнуть, что инициатива Узбекистана в части укрепления доверительного партнерства стран ЦА нашла поддержку и одобрение ООН в качестве "зоны мира, доверия и сотрудничества".
*Виктория Перская - директор Института исследований МЭО Финансового университета при Правительстве России