Тем интересней контекст ВЭФ. Сегодня Запад осмысляет неожиданный парадокс: масштабное санкционное давление на Россию не привело к изоляции нашей страны, не отвратило другие страны от сотрудничества, а наоборот - способствовало более тесному взаимодействию по широкому кругу вопросов. Хотя внешнеторговые ограничения вводились и раньше - достаточно вспомнить "торговую войну" между США и Китаем, все-таки решающим фактором усиления процесса консолидации развивающихся стран стала ситуация, в которой сейчас оказалась Россия. Реакцией на попытки Запада сломить нашу страну можно считать и решение XV саммита БРИКС о расширении состава участников с 2024 года, к общей выгоде для России, всего объединения и, соответственно, всего глобального Юга.
За повышением политического статуса БРИКС естественно следует укрепление и экономического положения. В первую очередь, за счет транспортной, логистической и энергетической сфер. Расширение состава организации усиливает транспортный потенциал БРИКС, что исключительно важно для России на фоне санкций.
Главным образом речь идет о коридоре "Север-Юг", пролегающем через территорию Ирана и обеспечивающем выход в Индийский океан. Уже подписано соглашение РФ с Ираном о выделении кредита на сумму 1,3 млрд евро (более 80% общего объема инвестиций) для строительства железной дороги Решт-Астара протяженностью 162 км. Со своей стороны Россия инвестирует в инфраструктуру логистического коридора 250-280 млрд рублей. С присоединением Египта группа БРИКС также получит привилегированное положение в Суэцком канале, а вступление Саудовской Аравии обеспечит выход в Красное море через ее территорию. И если добавить сюда транспортные проекты, в реализацию которых включены страны ШОС (в первую очередь, это "Один пояс - один путь"), то получим разветвленную и независимую транспортную сеть.
Идет работа и по ослаблению гегемонии Запада в валютно-финансовой сфере. Для снижения рисков прямых и вторичных санкций уже реализуется ряд проектов, альтернативных SWIFT: российская СПФС, китайская CIPS, индийская SFMS. Происходит интеграция национальных платежных систем на двусторонней основе, в том числе с Китаем, Индией, Ираном. Увеличивается доля расчетов в национальных валютах. Среди промежуточных результатов стоит отметить географическое расширение СПФС (на начало 2023 г. подключены банки из 14 стран).
Конечно, есть риски, связанные с расчетами в национальных валютах и возможностью создания единой цифровой валюты БРИКС. В частности, нестабильность национальных валютных систем и инфляционные процессы могут стать сдерживающими факторами. Сложно представить включение в корзину валют или использование в качестве валюты платежа, например, аргентинского песо на фоне очень высокой инфляции в стране (более 70% в 2022 г.) или российского рубля на фоне его серьезной волатильности. Возможно, новые принципы системы мироустройства будут таковыми, что эти риски будут нивелированы, в том числе за счет снижения зависимости от международных фондов, как например, МВФ, а также уменьшения влияния спекулятивной составляющей на макроэкономические показатели стран.
Собственно, ради этого создавались ШОС и БРИКС, и суммируются сейчас плюсы каждой из стран к общему благу, создаются независимые от влияния Запада инструменты сотрудничества. Чтобы опробовать их, испытать на практике, и нужны такие площадки, как Восточный экономический форум. Именно здесь бизнесмены и эксперты могут сделать реальностью то, о чем говорится на высоких саммитах.