Героев венчает слава. Род, народ, сообщество, где герои обесславлены, плохо кончат. Наступать на сердце Данко - не безобидное дело.
Герои - на то они и герои - живут во времени гораздо большем, чем время их собственной жизни. Но иногда оказываются во временах не для них. Тесных, темных, глухих, не отзывающихся - не резонансных. Это времена либо кризиса, либо смуты, либо смены идеалов.
Похоже, что в какой-то мере таким временем для Зои Космодемьянской стали последние 20-30 лет.
Зою, память о ней, пришлось воскрешать, защищать. Как, впрочем, и об Александре Матросове, и о героях-панфиловцах.
Потому что часто то, что о них говорилось и писалось, сводилось к сомнениям в их подвиге. Мол, с точки зрения реализма - медицинского, биографического, исторического - что тут не то.
А в "то" записывали свойственное обычным людям в обычных обстоятельствах. Когда страх часто стоит на месте бесстрашия. Желание спастись сильнее приказа выполнить задание. Хитрость быстро усаживается на место верности. Выгода на место жертвы.
А тут - в случае подвига и трагедии Зои в Петрищево - все оказалось на своем месте. И сила, и правда, и верность, и мужество, и сверхчеловеческая стойкость, и непредательство. Вы бы подняли все это?
Невозможно сказать "я бы - да", потому что у совершенного Зоей такая цена и сила, что любая легкомысленная самонадеянность тоже кажется предательством ее подвига.
В той ревизии, которой подвергся Зоин подвиг в последние десятилетия обращают на себя внимание две вещи.
В поисках достоверности мы пренебрегаем всем на самом деле достоверным, если оно привычно. И хватаемся за легенды и выдумки, потому что они новы и интригуют. Эффект громкой и разоблачительной новости - даже сомнительной, первый соучастник в покушении на подвиг.
А второй момент стыднее. Чем более святое и громкое имя превращается в сомнительное, тем больший хайп ждет разоблачителя. Геростратову славу его неправдоподобия возьмет на буксир огромная и всех пронизывающая слава героя, которого он разоблачает.
Ну и конечно, мы жили во времена большой и долгой "игры на понижение" всего того, что до этого нам казалось достойным и давало опору.
Не хочется впадать в излишнюю конспирологию и думать о срежиссированности этой игры, но вопрос о собственном нравственном иммунитете так или иначе будет вставать перед нами. А такие герои, как Зоя Космодемьянская, конечно, создают наш нравственный иммунитет.
Каждый день в Петрищево приезжают вместе с учителями 200-300 школьников. В выходные с родителями - по своей инициативе - еще 150-200 каждый день.
Каждая группа потом интервьюируется работниками музея. Вывод интервьюеров: скорости, ритмы и гаджеты не съедают интерес юных россиян к подвигу Зои. А там, где это происходит, музей решительно возвращает его с помощью роскошного интерактива своей экспозиции.
Сегодня на месте казни Зои возложат живые цветы, пройдет концерт артистов Большого театра, откроется выставка, рассказывающая о ней и о других молодых девушках-героях - так будут вспоминать Зою в Петрищеве. Директор Музейного комплекса "Зоя" Марина Роменская подчеркивает, что, рассказывая о ней, они помнили не только о значимости ее образа, но и его трогательности.
Немало поспособствовал воскрешению памяти о Зое фильм о ней, который сегодня показывают на ее родине, в селе Осино-Гай Тамбовской области.
Там, в модернизированной усилиями Российского военно-исторического общества экспозиции можно увидеть кроватку Зои, ее вышивку, записные книжки, сохранившиеся в архиве журналиста Петра Лидова. Ее сочинения об Илье Муромце и Кутузове. Свидетельство учительницы о том, что Зоя была романтической натурой с высокими идеалами.