Эксперты: Чем быстрее снимут запрет на экспорт дизеля, тем будет лучше для рынка
Запрет экспорта приведет к перенасыщению рынка, в первую очередь, дизельным топливом. Его производство придется снижать либо за счет сокращения добычи, либо за счет производства нефтепродуктов, которые не запрещены к экспорту (например, мазут). Это нанесет удар по доходам бюджета и будет наиболее болезненно для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), причем для наиболее эффективных - которые уже провели модернизацию своих производств.
Кроме того, нефтеперерабатывающая отрасль показала высокую адаптивность к западным санкциям, были выстроены новые логические цепочки, найдены новые рынки сбыта, а сейчас мы можем их опять потерять. Поэтому, с точки зрения участников дискуссии, запрет нужно снять, как можно быстрее, в течение месяца, может быть, двух.
У нас есть два пути, либо использовать рыночные инструменты для регулирования рынка - демпфер, экспортные пошлины и прочее, либо возвратится к плановому управлению внутренним рынком, считает директор Центра энергетических исследований Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Вячеслав Кулагин. По его мнению, второй вариант самый сложный для исполнения и наименее привлекательный для экономического роста.
Как отметил глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, в росте цен на дизельное топливо (ДТ) сыграло множество факторов. Да, экспорт был очень привлекателен, разница стоимости тонны при поставках в России и на экспорт достигала 20 тыс. рублей. Но дело не только в этом. Помимо сезонного спроса аграриев на ДТ, ведь есть еще факторы, повышающие спрос на него. Это растущие грузоперевозки, это работа военной техники. Спрос вырос, а демпфер нефтяникам урезали вдвое. Естественно, для бизнеса в такой ситуации стали более привлекательны поставки за границу. И дело не в их жадности, считает Симонов. Эксперт привел последнюю оценку Председателя комитета Государственной Думы по энергетике Павла Завального, что в цене топлива около 85% составляют налоги.
С точки зрения руководителя Центра анализа стратегий и технологий развития ТЭК факультета комплексной безопасности ТЭК РГУ нефти и газа Вячеслава Мищенко, через цены на российскую нефть и нефтепродукты вся наша экономика оказывается привязанной к глобальным рынкам, в первую очередь, к рынку стран Евросоюза, с которым мы сейчас никак не дружим, никак не работаем. Да и сам глобальный рынок уже не существует, его разрушили его же создатели, введя санкции против России. Поэтому сейчас нужно отвязываться от внешних индикаторов и создавать свои механизмы ценообразования.