Что в кино: "Неудержимые 4", "Мегаломаньяк", "Чужая", "Первый день моей жизни"
"Неудержимые 4"
О том, почему Сильвестр Сталлоне напрасно откопал свою ностальгическую франшизу спустя девять лет после выхода и без того слабой третьей части, мы развёрнуто рассказали вот здесь.
Потому сейчас напомним вкратце: минусы франшизы - слабый сюжет, предсказуемость и нелепые диалоги - остались на месте, а у её традиционных достоинств - мощного актёрского состава и сочного экшна - заметно снизилась планка.
Четвёртые "Неудержимые" - яркое напоминание о том, что с некоторыми вещами нужно уметь расставаться вовремя. Увы, Слай не в первый раз демонстрирует, что этого совершенно не умеет.
"Мегаломаньяк: Реинкарнация"
Но есть в кинотеатрах и кое-что действительно интересное. Правда, в этом случае - сугубо нишевое и не слишком рассчитанное на широкого зрителя, что лишний раз подтвердили сборы минувших выходных.
Между тем ценители нестандартных арт-хорроров не должны проходить мимо доехавшего до нас фильма франкобельгийского режиссёра и сценариста Карима Уэлажа. Критики наперебой сравнивают его то с "новым французским экстримом", то с работами одного из главных хоррор-мейкеров современности, американского постановщика Ари Аристера (что ненавязчиво отражено в российской локализации названия). И то, и другое, пожалуй, справедливо, хотя, конечно, не без некоторой натяжки.
Сюжет отталкивается от загадочной серии убийств, произошедшей в валлонском городке Монс во второй половине девяностых годов прошлого века. Были убиты не менее пяти женщин, чьи останки были разложены по пакетам, разбросанным по окрестностям. Маньяка так и не нашли, а его личность остаётся загадкой.
Эти леденящие кровь реальные события непосредственного отношения к "Мегаломаньяку", однако, не имеют: в центре внимания находятся предполагаемые наследники злодея - как по крови, так и, так сказать, по сфере увлечений. Впрочем, дочка по имени Марта (малоизвестная Элайн Шумахер выдаёт впечатляющий перформанс) - забитая и неказистая женщина, поначалу предстаёт как жертва, подвергаясь дома давлению инфернального, похожего на молодого Вилле Вало братца Феликса (Бенжамен Рамон из "Пациента Зеро"), а на малопрестижной работе - притеснениям и домогательствам коллег-уродов (всех поголовно исключительно малоприятных).
Тут, конечно, сразу напрашивается трактовка происходящего через модную нынче призму "токсичного патриархата" - и отчасти справедливо. Но не без ироничных нюансов, ведь монстр, такими условиями порождённый, может оказаться страшнее их самих.
Злая пародия на шекспировскую драму в формате изощрённого слоубёрнера и в декадентских декорациях. Живёт жуткая парочка в роскошном, но запущенном особняке, и это становится метафорой визуального стиля всей картины - снято эстетски, но эстетика эта нарочито отталкивающая, хотя всякой жести, которой сделали себе имя французы-экстремалы, здесь вовсе нет. А есть мрачная фантазия Уэладжа - скорее подавляющая, чем пугающая.
"Первый день моей жизни"
О новом фильме Паоло Дженовезе одного из самых интересных итальянских режиссёров и сценаристов современности, чья камерная комедия об "игроках в правду" получила рекордное количество ремейков, мы подробно писали здесь.
Как и в случае с фильмом "Место встречи" (ремейком американского сериала "Столик в углу"), Дженовезе обратился к форме притчи, решив порассуждать об извечных человеческих страстях на примере четверых самоубийц.
Дженовезе, экранизировавшего в этот раз собственный роман, обвиняют в поверхностности и излишней сентиментальности. Однако в глазах иных они оборачиваются похвальными легкостью и изяществом при изучении непростых и болезненных тем - благодаря отсутствию дидактизма с одной стороны и чрезмерной склонности к розовому оптимизму - с другой. Так что своего зрителя картина найдёт.
"Чужая"
Решительно странный во всех отношениях отечественный фильм, снятый в Якутии и основанный на реальной истории. В результате авиакатастрофы успешная бизнесвумен (на самом деле подобное случилось с мужчиной - но неважно, сильные женщины всё ещё в тренде) в исполнении Анны Слю ("Наводнение") попадает в местное племя, ведущее примитивный образ жизни в глухой тайге. Постепенно она становится своей, даже привязывается к мрачному верзиле, за которого её насильно выдали замуж и который первую брачную ночь организовал, оглушив и изнасиловав несчастную невесту.
У Дины - так её зовут - на "Большой Земле" остались муж и дочь. И она, живя долгие годы среди чужих людей, естественно, мечтает к ним вернуться. И в конце концов - спойлер! - ей это удаётся. Да только счастья это Дине не приносит - всё уже какое-то не такое, не настоящее, мысли - мелкие, люди - даже родные - неискренние. А где-то в заснеженных лесах по ней скучает второй "муж"...
Трудно сказать, что хотели всем этим сказать режиссёр Алексей Луканев и его команда сценаристов. Вероятно, что-то про то, как не ценим мы за ежедневной бытовухой настоящую жизнь. Только вот лечить городскую зашоренность "стокгольмским синдромом" по меньшей мере странно. Об общем качестве актёрской игры (даже хороший Артём Ткаченко здесь выглядит неубедительно) и постановки лучше и вовсе умолчать.