19.10.202317:34

Андрей Шемякин: "Управлять нельзя отдать"

Андрей Шемякин - российский отельер и предприниматель, успешно реализовал вывод на рынок более 120 гостиничных, образовательных, ювелирных, IT и других проектов. С 2013 года СЕО гостиничной консалтинговой компании SEA Company.

предоставлено пресс-службой SEA Company

Как в целом обстоят дела с рынком гостиничного бизнеса в России сегодня?

Точно определить макроэкономическое положение рынка гостиничного бизнеса в России сегодня достаточно трудно, но совершенно точно можно заявить - такой активности в отрасли не было, пожалуй, никогда в современной истории России. Это результат многофакторного составляющего в экономическом и политическом векторе развития страны, который только начинает набирать свои обороты. Гостиничный бизнес получает большое количество льгот: начиная от субсидий и льготных кредитов в рамках реализации федерального проекта по развитию туристской инфраструктуры, заканчивая полным обнулением НДС для гостиниц и софинансирования строительства новых объектов по модели государственно-частного партнерства. Безусловно это стало в том числе следствием внешних ограничений международного туризма. Сегодня граждане больше путешествуют по стране и хотят жить в качественных гостиницах. В такой ситуации иного "бума" быть просто не могло. Тренд на внутренний туризм стал неким триггером для развития гостиничного бизнеса в России.

К чему привел уход международных гостиничных операторов?

Гостиничный бизнес в России за последние 20 лет вырастил специалистов международного класса. Профессионалов с большой буквы. Но, как и сама отрасль, так и сами профессионалы сегодня уже выросли из "штанишек" одного отеля или функции управленца. Мы знаем, умеем и хотим развивать отели, в нашей русской крови и ДНК заложена любовь к знаниям и желанием с ними делиться. Именно поэтому случился ещё и "бум" открытия управляющих компаний сегодня. Он бы и без ухода международных брендов произошел, но их уход облегчил большинству профессиональных УК работу по привлечению отелей к себе в управление.

Вы можете описать такие управляющие компании?

Портрет таких управляющих компаний выглядит примерно одинаково: собственник - бывший отельер, в основном из коммерческого блока, поскольку люди, обладающие такими навыками, быстрее запускают свой бизнес, хотя это однозначно не правило; взял в управление первый объект в момент "хантинга" т.е. когда его приглашали на работу, в 90% это УК без собственного бренда, т.е. не имеющие своего товарного знака, а управляющие отелем под названием, данным им собственником гостиницы; владелец УК совмещает должность с Генеральным менеджером отеля; вводимые стандарты в отель - это микс из стандартов разных сетевых отелей из разного периода времени, где когда-то собственник УК работал. Часть таких УК управляет двумя или тремя отелями, совсем небольшая доля выбивается в управление до 10 объектов, но при этом общий номерной фонд у всех не превышает 300-500 комнат.

Почему собственники, понимая это, все равно нанимают управляющую компанию?

Управляющая компания во главе с отельером с достойным опытом - это образ уверенности и спокойствия. Так, собственник гостиницы минимизирует риски и заполняет пробел личных знаний в отельном бизнесе. Тут надо понимать, что в России гостиничный бизнес как бизнес как таковой еще не сформировался. Да, мы еще далеко от серийных зарубежных отельеров, которые инвестируют в квадратные метры и количество номеров, высчитывая эффективность вложения. Всё что их интересует - доход. Для наших собственников в большинстве своём отель - это "второй ребенок" и точно не профильный актив. Вот так и получается - управляющая компания получает иллюзию старта своей большой отельной империи, а собственник - защиты под крылом опытного "брата".

А чем так плохи управляющие компании с маленьким количеством отелей?

Те управляющие компании, которые вырастают сегодня как грибы, работают исходя из своего опыта за последние 20 лет, но мир не стоит на месте. И получается, что, управляя и вводя стандарты, помогая строить отели, а также развивать их, они создают отели "вчерашнего дня". И так массово по всей стране. Что мы получим в итоге через 5 лет? Стагнацию. Заморозку по всем фронтам. Международные бренды сильны своей аналитикой, основанной на поведенческих факторах гостей и трендах сегодня. Вы знали, что Hilton в своем суббренде Hampton презентовал новую концепцию номеров, где нет столов, но есть удобные диванчики даже в стандартных номерах? Это связано с привычками путешественников, которые в большей степени используют ноутбук и планшет, работая из кровати. Так, бренд сэкономил 2-4 кв.метра площади, а в масштабе отеля и в пересчете на реальные затраты - это огромные деньги. Это как пример из учебников, когда из греческого салата убрали 1 оливку и сэкономили более 2х млрд. долларов. Только это не учебник, а наша реальность сегодня.

Как лучше быть собственникам отелей в этой ситуации?

Я бы порекомендовал привлекать на постоянной основе или хотя бы квартально независимые консалтинговые компании, имеющие релевантный гостиничному бизнесу опыт. Подчерку слово релевантный. Поскольку на рынке много специалистов, которые консультируют собственников отелей, не имея практический опыт работы в отеле и не понимая специфику этого бизнеса. Можно закончить лучший университет мира, но без практики работы внутри отеля оказывать консультационные услуги по его строительству и управлению - это как управлять самолетом, имея только права на вождение автомобилем. Любой результат консалтинга и набор решений, предлагаемых владельцу отеля, должен быть объективным, взвешенным и точным. Самая маленькая ошибка и просчет могут стоить инвестору миллиарды рублей.

Вы говорите, что есть консультанты, которые работают не по компетенции. Это исключения или результат резкого роста строительства отелей?

Многие хотят успеть запрыгнуть в поезд, набирающий обороты. Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда собственники показывают нам результат работы ранее нанятых консультантов и озвучивают суммы, затраченные на этот консалтинг. Работу дилетантов сразу видно, она поверхностная, нет проработки и тонкой экспертности. Дело в том, что мы регулярно помогаем очень разным отелям со всей страны и даже из зарубежных стран, что даёт нам такой уровень насмотренности и экспертизы, которую можно сравнить с международными брендами. Именно она и нужна собственнику для того, чтобы не только быть эффективным сегодня, что также большой вопрос и вызов для многих, но и быть эффективными завтра.

Специальный проект RG.RU

© ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

Учредители: Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации