Анализ ДНК египетских мумий помог найти легендарную "землю богов"

Международная команда ученых провела масштабное исследование мумифицированных бабуинов времен Древнего Египта. Проведенный анализ ДНК неожиданно помог исследователям найти город Пунт, который древние египтяне называли "землей богов".

Как сообщает Phys.org, исследование изначально было посвящено изучению истории бабуинов Древнего Египта. Дело в том, что бабуины сегодня не обитают на территории Египта. Однако в древности их почитали как священных животных. Сохранились не только их многочисленные изображения, но и мумии. Кроме того, приматов в Древнем Египте, порой, изображали в виде многотонных статуй как воплощение бога Тота, одного из старейших божеств египетского пантеона.

В новом междисциплинарном проекте биологи, египтологи и антропологи пытались понять, как и откуда бабуины попали в Египет. До этого одной из основных версий было то, что бабуины массово импортировались через город Пунт - по сути, легендарный город, который египтяне считали "землей богов". Из исторических хроник известно, что Пунт снабжал Египет практически всем необходимым, это был крупнейший центр торговли того времени. Вот только не было точно известно, где он располагался.

Ученые отобрали генетические образцы практически из всех регионов, где сегодня обитают бабуины. По словам ведущего автора работы Гизелы Копп, к ним были добавлены экземпляры из музейных коллекций. В частности, был исследован образец мумии, раскопанной в 1905 году в "Долине обезьян". Эта мумия датируется периодом между 800 и 500 годами до нашей эры, то есть поздним периодом Древнего Египта.

В исторических текстах Пунт упоминается как место происхождения бабуинов, как легендарный регион, из которого Египет импортировал предметы роскоши на протяжении веков, вплоть до начала первого тысячелетия до нашей эры. Затем из хроник он исчез, а его место занял крупный порт Адулис. Ученые обратили внимание и на то, что Пунт задокументирован в древних иллюстрациях и текстах того же периода, которым датированы образцы ими исследованных мумий. Проведенная экспертиза неожиданно позволила связать Пунт с Адулисом.

"Образец, который мы изучили, хронологически соответствует последним известным путешествиям в Пунт. Однако географически он соответствует Адулису, месту, которое столетия спустя было известно как крупный торговый узел, в том числе для импорта приматов, - говорит Гизела Копп. - Мы предполагаем, что Пунт и Адулис - это два разных названия одного и того же места, которые использовались в разные периоды времени. Только после того, как мы поместили наши биологические открытия в контекст исторических исследований, история действительно сложилась воедино".

Интересно, что проведенное исследование стало научным прорывом в области биологии, поскольку впервые была успешно проанализирована древняя ДНК мумифицированных приматов. Но оно стало и прорывом в археологи, поскольку позволило раскрыть одну из тайн легендарного города Пунта. Полностью результаты исследования опубликованы в журнале eLife .