По данным NielsenIQ, ширина ассортимента товаров повседневного спроса в 2023 году стабилизировалась, а в ряде категорий начала расти (например, в мясе и мясных продуктах, холодных напитках). За январь-август этого года на рынке появилось более 7,3 тыс. новых брендов. Кроме того, за аналогичный период прошлого года на рынок вышло около 8,7 тыс. новых брендов - отечественные компании экстренно замещали уходящие иностранные марки. Шесть из десяти новинок запущены в индустриях продовольствия и напитков.
Менее крупные игроки увеличивают долю рынка, занимая место более крупных. При этом крупным российским компаниям тоже удается укрепить свои позиции. На непродовольственном рынке наблюдается похожий тренд. В обеих индустриях наблюдается стремительный рост мелких производителей (100 плюс).
Новинки пользуются повышенным спросом, да и цены на них в среднем на 15% ниже, чем на привычные товары.
При этом 73% производителей собираются еще запускать новые продукты до конца этого года.
Такое активное расширение предложения стало возможным прежде всего за счет восстановления спроса. "В 2023 году мы стали свидетелями расширения внутреннего спроса и видим по своему чеку реализацию отложенного спроса практически по всем компонентам оборота розничной торговли", - рассказал "РГ" председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.
Во-первых, восстанавливаются реальные доходы населения. Во-вторых, в первом полугодии 2023 года условия кредитования были очень доступны, поясняет эксперт.
В прошлом году ретейл был сосредоточен на перераспределении и диверсификации цепочек поставок, а российские производители активно заполняли освободившиеся ниши после ухода иностранных брендов. Теперь для дальнейшего развития бизнеса сети и производители делают ставку на работу с ассортиментом (включая доступность цен, запуск новых брендов, расширение портфеля собственных торговых марок) и выход в новые сегменты, говорит Караваев.
По данным исследовательской компании NTech, российский рынок товаров повседневного спроса не просто восстановился - он реально как минимум на 4-5% плюсует к прошлому году, рассказал "РГ" директор по аналитике компании Леонид Ардалионов. И это пока нет результатов декабря, которые могут быть очень высокими в этом году.
Потребители еще больше рационализируют свое потребительское поведение в отношении основных продуктов питания. Потребители научились этому в основном благодаря росту дискаунтерных форматов и благодаря развитию концепции edlp (every day low price - низкая цена каждый день). К тому же увеличение промоактивности наблюдалось в этом году в целом ряде групп продуктов питания. Люди научились экономить на основных продуктах, считает эксперт.
Деньги, которые были у потребителя, не пошли в другие сегменты потребительского рынка, они остались большей частью в секторе товаров повседневного спроса, утверждает Ардалионов.
"Рассмотрим пример: человек пришел с 2 тыс. руб. в магазин, реально купил то, что он хотел из продуктов на 1,8 тыс. руб., а не на 2 тыс. руб. И эти 2 тыс. руб. он не понес в банк, чтобы накопить на новый холодильник. Он их потратил на те же самые продукты питания, на другие товары повседневного спроса, причем на более дорогие, более высокого качества, местами абсолютно нетрадиционные", - рассказывает эксперт.
Тренд на более разнообразное, более качественное питание - один из основных в 2023 году, говорит Ардалионов. И тому есть совершенно неожиданные примеры. Так, относительно экзотический фрукт помело демонстрировал в первой половине 2023 года невероятно высокую динамику продаж - около 180% год к году. Помело примерно в два раза дороже апельсина. При этом апельсин, который считается основным цитрусовым фруктом в сетях, продемонстрировал год к году отрицательную динамику - минус 10%. А в хард-дискаунтерах в этом году "выстрелили" замороженные креветки. При том что это далеко не самый дешевый продукт. Такая тенденция наблюдается повсеместно, во всех регионах России, не только в Москве и Санкт-Петербурге.
Но ближайшие перспективы российского ретейла не будут безоблачны. Среди наиболее вероятных рисков топ-менеджеры торговых компаний, опрошенные NielsenIQ, называют снижение или как минимум стагнацию объемов потребления, стремление покупателя к экономии, угрозу новых санкций и связанных с ними ограничений. Да и давление государства на отрасль тоже ощущается. Вряд ли власти пойдут на административное ограничение цен (как это было с сахаром и подсолнечным маслом). Но такие предупреждения все же периодически звучат. Например, в середине октября министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев на совещании с производителями мяса птицы и яиц напомнил о возможных мерах госрегулирования цен в случае, если не будет обеспечен приемлемый уровень цен на эту продукцию.
"Отечественным брендам пока на сегодняшний день не хватает силы, чтобы охватить образовавшиеся после ухода иностранных компаний ниши. И нужно помочь им занять как можно больше, в частности, торговых площадей".