23.11.2023 12:45
Поделиться

Точка для "Лепсе": Росатом завершил консервацию самого проблемного объекта "ядерного наследия" в Арктике

В Мурманской области, на береговом комплексе в губе Сайда, поставлена финальная точка в долговременном и по-своему уникальном экологическом проекте, который начинался при содействии европейских партнеров, а завершился кооперацией российских предприятий и научных организаций под эгидой госкорпорации "Росатом".
Руководитель проектов международной технической помощи ГК "Росатом" Анатолий Григорьев: В проекте "Лепсе" поставлена логическая точка, на очереди - другие задачи. Фото: Александр Емельяненков / РГ

На отведенное место в пункте длительного хранения радиоактивных отходов, что построен "с нуля" и уже двенадцать лет функционирует в Сайда-Губе, поставлена последняя блок-упаковка с фрагментами плавтехбазы "Лепсе". А именно - самая проблемная ее носовая часть, где 50 лет находилось облученное ядерное топливо и с каждым годом увеличивались риски, вызывая тревогу российских экспертов и законные вопросы у соседей через границу.

Организационные и финансовые проблемы, производственные "тупики", которые 15-20 лет назад казались непреодолимыми, удалось преодолеть, найти выход, используя новые управленческие решения и современные технологические средства, созданные в организациях "Росатома" и по их заказу.

"Российская газета" не единожды обращалась к этой и смежным проблемам, что решаются на Северо-Западе России и на Дальнем Востоке в рамках федеральной целевой программы "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2035 года".

Положение на этот момент обрисовал замглавы "Росатома" по машиностроению и индустриальным решениям Андрей Никипелов в обращении к участникам финальных работ на ПТБ "Лепсе".

- Госкорпорация берет на себя решение сложнейших экологических задач: мы занимаемся ликвидацией ядерного наследия и наследия токсичных промышленных производств, создаем в стране инфраструктуру для обращения с радиационными и химическими отходами. Более 20 лет планомерно очищаем побережье Арктики и Дальнего Востока от радиационно-опасных объектов - утилизируем списанные атомные подводные лодки и суда обеспечения. И вот теперь завершился один из знаковых экологических проектов госкорпорации - ликвидация плавтехбазы "Лепсе". В Арктике стало на один опасный объект меньше…

Сам собой возникает вопрос: а как такой объект образовался?

Двадцать лет это судно служило плавучей базой для обслуживания и перезарядки реакторов на первых в СССР атомных ледоколах - "Ленин", "Арктика", "Сибирь". С 1963-го по 1981 годы команда "Лепсе" провела 14 "операций №1", как называли на первых порах замену топлива в ядерных установках. Специально для этих целей обычный сухогруз, который был построен в 1934 году на верфи в Николаеве, на рубеже 50-60-х годов уже в Ленинграде, на Адмиралтейском заводе, оборудовали хранилищем для отработанного ядерного топлива, цистернами для сбора и временного хранения жидких радиоактивных отходов и производственными помещениями для проведения технологических операций с реакторным оборудованием.

Одновременно с облуживанием атомного ледокольного флота и после 1981 года, когда эту миссию приняла на себя специально построенная плавтехбаза "Имандра", ПТБ "Лепсе" использовали для транспортировки и захоронения в море твердых и жидких РАО, а также аварийных объектов с облученным ядерным топливом. В 1984 году в Карском море "Лепсе" попала в сильный шторм, а ее внутренние помещения, включая хранилища ОЯТ, были серьезно загрязнены находившимися на борту жидкими радиоактивными отходами. Пострадавшее судно вернулось своим ходом в Мурманск и было поставлено на прикол. Первое решение об утилизации ПТБ "Лепсе" - закрытое постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР - вышло 10 сентября 1986 года, спустя пять месяцев после Чернобыля…

Что за время наступило потом, какое наследство "холодной войны" и первых десятилетий Атомного проекта легло на Россию после распада СССР, широко известно, повторяться нет нужды. Однако несколько цифр, прямо относящихся к теме, стоить напомнить, дав слово профессионалам.

Анатолий Григорьев, в прошлом офицер-подводник, капитан I ранга, а ныне - руководитель проектов международной технической помощи в "Росатоме", называет такие:

- Только на Северном флоте в 1961-1985 годах было выгружено облученное топливо из 205 реакторов, накоплено в общей сложности 22 тысячи ОТВС (отработавших тепловыделяющих сборок - прим. "РГ"). А совокупная активность облученного топлива с АПЛ Северного и Тихоокеанского флотов сопоставима с объемом радиоактивных выбросов в Чернобыле. На мурманской земле, у ее берегов, мы помним, появились и первая атомная подлодка, и первый атомный ледокол. Здесь наша страна набирала ядерную мощь, АПЛ на Кольском полуострове - это девять мест по всему побережью. Завершить вывоз ОЯТ с Дальнего Востока удалось в 2014 году. Так же надо сделать и на Северо-Западе

Плавбаза "Лепсе" не привлекалась напрямую для обслуживания и перегрузки топлива атомных подводных лодок. Но проблемы, скопившиеся за полвека на ее борту, и состояние 639 тепловыделяющих сборок из ледокольных реакторов, размещенных в ее носовых хранилищах и специальных кессонах для дефектных ОТВС, требовали особых инженерных решений и чрезвычайных мер безопасности при демонтаже судовых конструкций и выгрузке топлива.

На судоремонтном заводе "Нерпа" (филиал Центра судоремонта "Звездочка") в Мурманской области, куда переместили ПТБ "Лепсе", пришлось увеличить бетонную плиту и возвести над ней специальное технологическое укрытие, в котором и производили все манипуляции с ядерным топливом и облученными материалами. К расчетам, планированию, обеспечению и непосредственному выполнению работ с широким использованием робототехнических средств привлекались специалисты НИЦ "Курчатовский институт", ФГУП "Атомфлот", НИПТБ "Онега", НИКИЭТ, ООО "Спецтехкомплект", АО "Логистический центр ЯТЦ", АНО "Аспект-Конверсия", НПФ "Сосны", ИБРАЭ РАН и других организаций…

Теперь главные трудности в прошлом. И профессионалы, собравшиеся в Мурманске на семинар с участием Общественного совета ГК "Росатом", делились накопленным опытом. Олег Дарбинян, главный инженер предприятия "Атомфлот", где все и происходило, рассказал про то, как была организована выгрузка поврежденных ОТВС из кессонов "Лепсе" - особо сложная и опасная часть всей операции. И резюмировал: нормы радиационной безопасности, установленные для участников таких работ, неуклонно соблюдались.

Итог тому, что рассказали коллеги, неформальным образом подвел Анатолий Григорьев, который, как никто другой, был погружен во все события и драматические повороты, связанные с "Лепсе" и не менее важными проектами в губе Андреева, Гремихе, губе Сайда, в других местах на Кольском полуострове.

"Когда-нибудь мы вспомним это, и не поверится самим…" - привел Григорьев слова известной песни, но дал понять, что время мемуаров еще не пришло.

Безопасная блок-упаковка с носовой оконечностью "Лепсе" заняла место на площадке ПДХ в губе Сайда. Фото: Общественный совет "Росатома"
Досье "РГ"

Плавбаза "Лепсе": уроки прошлого и опыт настоящего

Хранение облученного ядерного топлива на ПТБ "Лепсе" происходило в пеналах, заполненных водой. В результате длительного нахождения топливных сборок в водной среде произошло их коррозионное разрушение. В 1991 году, чтобы создать дополнительный инженерный барьер, межбаковое пространство хранилища ОЯТ было заполнено специальными бетонными смесями.

Обследование судна и практическая разработка проекта утилизации начались только в 2005 году. И лишь в 2012 году, после завершения радиационного и инженерного обследования судна и его хранилищ, оно было отбуксировано из Мурманска, с территории "Атомфлота", к набережной судоремонтного завода "Нерпа" для утилизации.

После частичного демонтажа палубных надстроек остатки ПТБ "Лепсе" подняли с воды и установили на бетонную плиту в специально спроектированное и построенное укрытие с технологическим оборудованием. Это позволило исключить влияние погоды - волнение моря и атмосферные осадки.

Технология выгрузки топлива была разработана с таким расчетом, чтобы исключить разрушение ОТВС при их перемещении. Потребовалось сконструировать и изготовить специальный инструмент и оснастку. Работы выполнялись с помощью робототехнического, дистанционно управляемого комплекса.

Ситуация осложнялась тем, что только половину от всего числа тепловыделяющих сборок можно было по отдельности извлечь из хранилищ "Лепсе" и еще 19 ОТВС - из кессонов. Остальное - дефектные сборки, которые пришлось доставать вместе с пеналами.

В сентябре 2019 года первая партия ОЯТ с "Лепсе" была отправлена в специальных защитных контейнерах на временную площадку "Атомфлота". В июле 2020-го туда же отправлена последняя, шестая, партия - для перевозки использовали судно обслуживания "Серебрянка".

С площадки "Атомфлота" ОЯТ в транспортных контейнерах по железной дороге отправляли для переработки на комбинат "Маяк" в Челябинскую область. В апреле 2022 года туда ушла последняя партия топлива с ПТБ "Лепсе".

А в ноябре 2023 года на отведенное место в пункте долговременного хранения радиоактивных отходов в губе Сайда поставлена носовая блок-упаковка - последний фрагмент утилизированной плавбазы.

"Лепсе" - один из этапов реализации "Росатомом" масштабной государственной задачи по решению накопленных экологических проблем, наследия предыдущих эпох. Другой яркий пример - в Иркутской области: в октябре 2023 года здесь демонтировали последние сооружения бывшего производственного объединения "Усольехимпром". Объект входит в проект по ликвидации накопленного экологического вреда, исполнителем которого в 2020 году был назначен Федеральный экологический оператор (предприятие госкорпорации "Росатом").

Прямая речь

Василий Тинин, директор по государственной политике в области РАО, ОЯТ и вывода из эксплуатации ядерных и радиационно-опасных объектов ГК "Росатом":

- Специалистами атомной отрасли практически с нуля создана высокотехнологичная инфраструктура, которая позволяет комплексно обращаться с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом. В рамках федеральной целевой программы и уже реализованных международных проектов по ликвидации объектов ядерного наследия в Северо-Западном регионе удалось решить ряд сложных проблем, разработаны и внедрены уникальные технологии. Удаление ядерного топлива, демонтаж и утилизация плавбазы "Лепсе" - наиболее яркий пример.

В том же ряду - ликвидация ядерного наследия в местах базирования Военно-морского флота. На Северо-Западе удалось создать региональную систему, которая объединила все ядерно-опасные объекты береговой линии Баренцева и Белого морей: пункт базирования Гремиха, губу Андреева, губу Сайда, судоремонтные заводы "Нерпа" и "Звездочка", ФГУП "Атомфлот". Определен порядок, который позволяет сокращать объемы накопленного в регионе облученного ядерного топлива, обеспечивает сбор и переработку отходов с радиационно-опасных объектов в едином региональном центре.