Те, кто позволяет себе репрессии над такими людьми, как митрополит Ионафан, судят прежде всего сами себя
    Журналист Елена Яковлева: Почему на Украине все чаще отправляют за решетку священников и праведников?
    Из личного архива
    03.12.2023 16:31
    03.12.2023 16:31
    Поделиться
    В Киеве продолжают преследовать священнослужителей канонической Украинской православной церкви. Начался суд по делу наместника Киево-Печерской лавры митрополита Павла (Лебедя), которого обвиняют в набившем идеологическую оскомину "оправдании агрессии РФ".

    Еще один вопиющий пример беззаконного преследования иерархов УПЦ - четвертый месяц пребывания в заключении митрополита Тульчинского и Брацлавского Ионафана. 7 августа этого года он был приговорен к пяти годам тюрьмы все за то же "публичное оправдание вооруженной агрессии против Украины". (Можно только представить, на какие идеологические глобусы натягиваются слова проповедей, всегда многозначных и многослойных). Плюс СБУ собрала против него "доказательства" якобы в распространении среди верующих листовки с призывами к захвату власти и изменению украинских госграниц. Листовки были просто подброшены сотрудниками СБУ во время обыска, уточняют адвокаты.

    Обвинения "абсолютно ничтожны", доказательства сфальсифицированы - отзыв на приговор патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

    Потрясает и то, что владыка Ионафан не просто попавший в мясорубку неадекватного усердия СБУ человек, но замечательная личность - церковный композитор, сочинитель духовной музыки, переводчик литургических текстов, священнослужитель, удостоверивший чудо с глубоко почитаемым сегодня (и в России, и на Украине) образом "Призри на смирение".

    Если - опять же, хоть в России, хоть на Украине - создавать энциклопедию личностей, делающих честь времени и культуре, владыка Ионафан - первый кандидат в нее.

    Если всмотреться в судьбу этого человека, то обозначится ключ, в котором предлагал смотреть на всякую судьбу великий русский философ Алексей Федорович Лосев, как на "эстетическую идею", эстетическую категорию.

    Он был крещен в 1961 году 12-летним мальчиком, тайно, после переезда их офицерской семьи из Североморска в Киевский военный округ. На тайные крестины в советское время решались немногие, и будущего владыку крестил очень необычный священник - отец Алексей Глаголев. Человек отменного бесстрашия и мужества, не только в этом тайном крещении сказавшегося. В 1936-м году у всех на виду он нес по улицам Подола крест, сброшенный безбожниками с купола церкви… А в 1942-м отказался служить молебен о здравии Гитлера.

    Во время нацистской оккупации Киева он прятал в своем жилище в церковном полуподвале и в приходских домах евреев, выдавая им свидетельства о крещении. За укрывание евреев семье грозил расстрел, но они продолжали спасать людей. Среди спасенных ими была и русская семья подполковника Красной армии - жена и шестеро детей. Яд Вашем впоследствии присвоил о. Алексею Глаголеву, его жене, дочери и сыну звания праведников народов мира. И он, конечно, праведник и в христианском измерении, и в общечеловеческом.

    Вот от какого тайного крещения и у кого началась христианская судьба 12-летнего мальчика Толи, будущего владыки Ионафана.

    Ну что ж духовное яблоко от духовной яблони тоже недалеко катится.

    Уже занимавшийся музыкой и пением во время учебы в ленинградских духовных семинарии и академии, он подружился с художниками-авангардистами Сергеем Спицыным и Татьяной Глебовой, высоко ценившими его музыкальные таланты. Несмотря на то, что дружба с ними и посещение организуемых ими выставок было делом небезопасным, он их посещал.

    Тогда же выбрал монашеский путь и был пострижен в монашество митрополитом Никодимом (Ротовым). В иеромонахи его рукополагал тогдашний ректор академии, нынешний патриарх Кирилл.

    Кандидат богословия, профессорский стипендиат, автор музыкальных произведений, уже записанных на пластинку, он был лишен ленинградской прописки из-за с распространения среди семинаристов солженицынского "Архипелага ГУЛАГ".

    По возвращении в Киев, был насельником и первым наместником тогда частично возвращенной церкви Киево-Печерской лавры.

    Будучи управделами Украинского экзархата, встал в жесткую оппозицию к будущему раскольнику, тогдашнему митрополиту Киевскому Филарету (Денисенко) в связи с его курсом на отделение от Московского Патриархата. Был им лишен сана и запрещен в служении (позже это было признано недействительным).

    Если послушать в интернете его "Чернобыльскую Литургию", "Евхаристический канон", "Херувимскую", "Величит душа моя Господа", посмотреть на его лицо, когда он рассказывает о чуде с иконой "Призри на смирение" или об апостоле Филиппе, то чаша на весах правоты сама собой качнется в его пользу.

    Думаю, что глубинная, религиозно-чуткая, праведная Украина молится и плачет по нем никому невидимыми слезами. А те, кто позволяет себе репрессии над такими людьми, судят прежде всего сами себя.

    Елена Яковлева
    Поделиться