Содержание

Товарный знак - визитная карточка компании, он вызывает у клиентов определенные ассоциации с качеством товаров или услуг, помогает выделиться среди конкурентов. Продуманная концепция бренда в совокупности с финансово успешной деятельностью делает компанию ещё более ценной как в глазах заказчиков, так и в глазах потенциальных инвесторов.

Чтобы товарный знак не только помогал в продвижении, но и был инструментом защиты прав компании, его регистрируют в Роспатенте. Так бизнес обеспечивает себе преимущество в борьбе с конкурентами и может получить немалые компенсации за нарушение своих прав.

Регистрация товарного знака с гарантией

Как изменилось количество заявок на регистрацию товарных знаков в 2023 году

Согласно данным патентного ведомства, на 31 октября 2023 года предприниматели подали более 100 тысяч заявок на регистрацию товарных знаков, тогда как за весь прошлый год ведомство получило 90 тысяч заявок. 100-тысячную заявку подал ИП из Кабардино-Балкарии, он планирует защитить знак сразу в нескольких отраслях: от фармацевтики до пищевой продукции.

Фармацевтика также входит в число отраслей, где товарные знаки регистрируют в этом году чаще всего. Помимо неё, в список вошли бытовая химия, кондитерская продукция, косметика, мука и зерно, одежда и обувь, а также софт.

Представители ведомства связывают рост количества заявок на регистрацию с активным развитием отечественного бизнеса, стремлением выйти на новые рынки и защититься на них от недобросовестной конкуренции и нарушений интеллектуальных прав.

Как изменилось законодательство о регистрации товарных знаков в 2023 году

Рост количества заявок также простимулировал и изменения в законодательство о регистрации товарных знаков в текущем году - с 29 июня 2023 года заявки на регистрацию могут подавать физические лица, необязательно создавать ИП или ООО.

Теперь собственникам бизнеса можно не ждать, пока получится привлечь инвестиции, найти партнёров и создать юридическое лицо - можно начать защищать будущий бизнес на начальном этапе. Эта возможность не только обеспечивает безопасность компании и гарантирует сохранение клиентов, но и ускоряет процесс формирования бренда и лояльности клиентов к нему.

К моменту начала активной деятельности нового юрлица товарный знак уже будет защищен по принципу приоритета - то есть все, кто подаст заявки на регистрацию сходных или аналогичных знаков позднее, могут получить отказ от Роспатента.

Поскольку заявок становится всё больше, Роспатент ужесточил требования к их экспертизе. Если до 2023 года можно было получить защиту даже при наличии отдаленного сходства с уже зарегистрированным товарным знаком, то сейчас, по оценкам экспертов "Гардиума", требуется полное отсутствие сходства.

Кстати, проверить товарный знак, который вы собираетесь регистрировать, по базе Роспатента и узнать вероятность регистрации можно онлайн за пару кликов в специальном сервисе от патентного бюро "Гардиум".

Помимо этого, в законодательстве появилось несколько дополнительных запретов в части регистрации.

  • нельзя регистрировать знаки, которые могут ввести потребителя в заблуждение в части места происхождения товара.

Например, не получится получить защиту товарного знака "Тульский пряник", если он производится в Магадане.

  • нельзя также отчуждать права на товарный знак, если это может привести к введению потребителей в заблуждение.

Даже если знак "Тульский пряник" зарегистрировала компания из Тулы, она не может продать права на него ООО "Моряк" из Магаданской области.

Преимущества регистрации товарного знака

Основная цель регистрации - помочь потребителям отличить свой товар от товара конкурентов. Но регистрация даёт и другие преимущества, кроме позиционирования на рынке.

Защита компании от конкурентов

Это преимущество актуально не только для крупных успешных бизнесов, но и для начинающих предпринимателей. Например, вы открыли небольшой магазин товаров для геймеров "Wasted" и продаете игры, джойстики и другое оборудование. Товарный знак не регистрировали. И через некоторое время конкурент регистрирует ваш товарный знак и требует компенсацию за его незаконное использование.

Безусловно, вы можете в Роспатенте или суде доказать, что начали вести деятельность раньше, а другая компания ведет себя недобросовестно, зарегистрировав знак, но гарантии защиты ваших прав нет, и безопаснее было бы сразу зарегистрировать логотип официально.

Более того, после регистрации вы сами можете отслеживать незаконное использование вашего товарного знака, требовать прекратить его и выплатить вам компенсацию. Другой способ - давать право использовать знак по лицензии за вознаграждение.

Увеличение стоимости бизнеса

Товарный знак - это как минимум нематериальный актив компании, а ещё с помощью него можно дополнительно заработать, например, давать право его использования по франшизе. Так правообладатель может развивать бизнес в регионах без личного присутствия, а франчайзи получает готовую компанию с репутацией и лояльными клиентами.

Использование иностранных слов на вывесках

Согласно ч. 2 ст. 3 закона о государственном языке РФ сведения для потребителей компании должны размещаться на русском языке. Об этом же говорит и п. 2 ст. 8 закона о защите прав потребителей.

Но выход для компаний, которые хотят использовать вывески на иностранном языке, есть - зарегистрировать товарный знак на латинице и разместить его на здании. На товарные знаки не распространяются требования закона о государственном языке.

Торговля на маркетплейсах

Большинство крупных маркетплейсов, например, Яндекс Маркет и Wildberries, требуют при создании личного кабинета приложить свидетельство о регистрации товарных знаков или другое основание его использования, например, договор с правообладателем. Без этого подтверждения маркетплейс не может проверить, законно ли вы торгуете тем или иным товаром, и не может уведомить об этом потребителей.

Маркетплейсы - один из самых прибыльных и удобных способов продажи товаров в 2023 году. Например, по итогам первого квартала одна из крупнейших площадок сообщила, что количество онлайн-заказов увеличилось на 118% по сравнению с прошлым годом, а общий оборот составил 577,194 млрд рублей.

Защита от контрафакта на таможне

Вы сможете внести свой товарный знак в реестр таможни - ТРОИС. В этом случае на границе таможенники будут проверять поступающие товары и запрашивать документы, подтверждающие права тех, кто их ввозит, работать с данным товарным знаком. Включение знака в ТРОИС может существенно снизить риск подделки ваших товаров.

Можно ли регистрировать товарные знаки иностранных компаний, покинувших Россию?

Если иностранные компании не регистрировали свои товарные знаки в Роспатенте, препятствий к их регистрации нет - ведь ранее защиту они не получали.

Но если знаки регистрировали в России, важно помнить, что уход компании из России не прекращает автоматически защиту товарного знака, который она регистрировала. Роспатент предупреждает, что все заявки проверяют, в том числе, на сходство с товарными знаками иностранных компаний с регистрацией в российском реестре. Если сходство обнаружат, в регистрации, скорее всего, откажут.

Однако даже для регистрации товарных знаков, сходных с логотипами иностранцев, которые есть в реестре, есть лайфхак. Если знак не используется в течение 3 лет, его правовую охрану можно досрочно прекратить, аннулировать знак и зарегистрировать бренд на себя. Для этого потребуется команда опытных юристов, и шансы на успех даже в таком случае не стопроцентные. Многие товары ушедших иностранных компаний продолжают ввозить в Россию в рамках параллельного импорта, поэтому товарные знаки активно используются.

Регистрация товарного знака: алгоритм действий

Регистрация логотипа - длительный процесс, который требует точности в деталях и юридических мелочах, поэтому многие предприниматели обращаются за помощью к патентным поверенным. Это безопасный способ, поскольку поверенные регулярно занимаются регистрацией товарных знаков, знают лайфхаки и помогают разрешить возможные проблемы.

Самостоятельно зарегистрировать знак тоже можно, но перед регистрацией внимательно изучите алгоритм действий и подготовьтесь.

Подготовительный этап

Перед регистрацией товарного знака сделайте следующее:

1. Проверьте знак по базам Роспатента на предмет сходства с другими, уже зарегистрированными логотипами.

Проверить знак можно в бесплатном сервисе от патентного бюро "Гардиум". Сервис включает словесные знаки и проверяет не только зарегистрированные знаки, но и заявки.Можно подобрать классы МКТУ по ОКВЭД или ИНН/ОГРН и получить оценку вероятности регистрации.

Если при проверке выяснилось, что знак не уникален, а вы работаете недавно, можно доработать знак внутри компании и проверить обновленный бренд.

Если же вы давно продаете товары или оказываете услуги под этим знаком, можно запросить письмо-согласие об использовании знака у его правообладателя либо доказать в Роспатенте различительную способность знака. Это будет означать, что потребители уже ассоциируют знак именно с вашим товаром, несмотря на отсутствие его официальной регистрации.

2. Подберите классы МКТУ, в которых вы будете регистрировать знак, бесплатно на сайте Гардиума. Так вы сможете проанализировать, для чего будете использовать знак и посчитать классы - от их количества зависит размер госпошлины за регистрацию.

3. Рассчитайте пошлину в онлайн-калькуляторе и оплатите её на сайте Роспатента или другим удобным способом.

Пошлины лучше платить поэтапно, так вы снижаете риск потери денег при отказе в регистрации.

4. Проанализируйте возможные причины отказа от регистрации по чек-листу - так вы сможете подстраховаться перед подачей и понять, соблюдаете ли требования Роспатента, ещё до подачи заявки.

После подготовки можно переходить к основному процессу регистрации. Кстати, мы делали для вас специальный гайд - он составлен на основе требований законодательства и практики патентных поверенных.

Шаг 1. Подготовка заявки

Основной документ для регистрации - заявка. Её нужно заполнить по форме Роспатента. Даже если вы подаете документы на регистрацию онлайн, заявку все равно придется распечатать, заполнить в бумажном виде и приложить скан.

В заявке укажите:

  • учредительные данные организации или ФИО и адрес физического лица, которое ее подает. Также физическое лицо в полях КПП и ОГРН указывает нужное количество нулей: КПП 000000000 (9 знаков), ОГРН 0000000000000 (13 знаков);
  • контактные данные (телефон, e-mail);
  • данные представителя, если вы подаете заявку не самостоятельно, а, например, через патентного поверенного. Также в этом случае нужно будет приложить доверенность на представителя;
  • изображение и описание товарного знака;
  • классы МКТУ. Обратите внимание, что после подачи заявки добавлять в нее новые классы нельзя, придется подавать новую заявку.

Вместе с заявкой подготовьте следующие документы:

  • Описание обозначения в деталях, с указаниями ссылок на цвета по Pantone;
  • Квитанцию об оплате госпошлины;
  • Согласие на обработку персональных данных;
  • Доверенность на представителя, если вы подаете не самостоятельно.

Шаг 2. Подача заявки

Подать заявку в 2023 году можно самостоятельно онлайн, по почте, в офисе Роспатента или через патентного поверенного.

  1. Онлайн-заявка подается на сайте ФИПС или через Госуслуги. Для подачи любым из этих способов вам потребуется квалифицированная электронная подпись того, кто будет подавать - генерального директора, другого сотрудника или своя, если вы подаете как физическое лицо.
  2. Через патентного поверенного. Этот способ удобен для тех, кто не хочет самостоятельно следить за процессом подачи, загружать документы и взаимодействовать с сервисами Роспатента. От вас потребуются только данные для заполнения и доверенность на поверенного.
  3. Лично в офис ведомства по адресу: г. Москва, Бережковская наб., д. 24, стр. 12, пн-чт: 9:30-17:45; пт: 9:30-16:45; перерыв: 12:30-13:00. Обязательно подготовьте копию заявления, чтобы вам в канцелярии поставили отметку о принятии с номером. Потом вы сможете звонить и проверять статус рассмотрения как раз с использованием номера регистрации.
  4. По почте. Отправляйте документы по адресу: Роспатент, Бережковская наб., д. 30, корп. 1, Москва, Г-59, ГСП-3, 125993, Российская Федерация.

Шаг 3. Формальная экспертиза

На этой стадии Роспатент проверяет соответствие вашей заявки и других предоставленных документов требованиям законодательства. Специалисты ведомства анализируют, корректно ли вы заплатили госпошлину и оформили заявку, есть ли у подписанта и заявителя достаточные полномочия.

По результатам проверки заявка либо переходит на этап экспертизы по существу, либо отклоняется, либо Роспатент запрашивает у вас дополнительные документы и пояснения. На то, чтобы предоставить их, у вас есть 3 месяца. Если вы не успеете в срок, заявку отклонят по формальным причинам.

Срок формальной экспертизы - максимум 1 месяц.

Шаг 4. Экспертиза по существу

На этой стадии эксперты Роспатента исследуют заявку детально - они проверяют, не схож ли ваш знак до степени смешения с другими, уже зарегистрированными логотипами, или со знаками, заявку на регистрацию которых подали раньше. Анализируют также сходство с наименованиями мест происхождения товара, промышленными образцами, полезными моделями и другими объектами исключительных прав.

Помимо этого, ведомство отслеживает нарушения законодательства самим товарным знаком, например, он не может противоречить нормам морали и нравственности, содержать нецензурную брань или оскорбления каких-либо групп населения.

Роспатент вправе запросить дополнительные документы и пояснения и на этой стадии. Если это происходит, срок экспертизы продлевается на количество дней, в течение которых вы эти пояснения предоставили.

Без учета пояснений срок экспертизы по существу - максимум 12 месяцев с даты принятия заявки.

Если проверка прошла успешно, вы получите уведомление от Роспатента о готовности зарегистрировать товарный знак. После получения уведомления у вас будет 2 месяца на оплату оставшихся госпошлин. Если не оплатить их вовремя, размер госпошлины увеличится на 50%, а через полгода просрочки заявка аннулируется, и знак придется регистрировать заново.

Шаг 5. Получение свидетельства

После регистрации Роспатент внесет ваш знак в реестр, откуда можно скачать свидетельство о регистрации в электронном виде.

Если вам потребуется свидетельство на бумаге, за него нужно доплатить пошлину в размере в 2 000 ₽. Свидетельство можно забрать лично в офисе Роспатента, попросить направить по почте или получить через представителя.

Срок регистрации товарного знака

Регистрация товарного знака по стандартной процедуре занимает до 18 месяцев. На практике обычно решение выносят в течение года.

Если предприниматель хочет получить свидетельство быстрее, можно воспользоваться ускоренной процедурой регистрации. Она стоит в разы дороже, но знак зарегистрируют за 3-4 месяца.

Чтобы быть уверенным, что все пройдет успешно и не платить повышенную пошлину впустую, рекомендуем воспользоваться нашей услугой по ускоренной регистрации. За дополнительную плату мы организуем весь процесс, а вы получите зарегистрированный знак уже через несколько месяцев.

Продление регистрации товарного знака

Срок действия товарного знака - 10 лет с даты установления приоритета заявки, но регистрацию можно продлевать неограниченное количество раз. Если вы пропустите срок продления, то через полгода после истечения 10 лет правовая охрана вашего знака автоматически прекратится. Поэтому советуем подавать заявление о продлении заранее, примерно за год до истечения десятилетного срока охраны.

Заявление заполняется по форме Роспатента, к нему нужно приложить те же документы, что и при первоначальной регистрации знака, порядок подачи тоже аналогичный. Но ведомство рассматривает заявление на продление срока охраны быстрее - максимум за 60 рабочих дней.

Прекращение охраны товарного знака

Существует несколько оснований прекращения охраны товарного знака, их условно можно поделить на автоматическое прекращение и прекращение по решению суда.

Автоматически охрана прекращается, если:

  • правообладатель не подал заявку на продление охраны знака, а срок охраны истек;
  • юридическое лицо, которое было правообладателем знака, ликвидировано или по иным основаниям прекратило деятельность.

Если при ликвидации компания хочет сохранить товарный знак, например, у аффилированного юридического лица или у директора, до ликвидации необходимо заключить договор отчуждения исключительного права на знак - тогда правообладатель логотипа изменится, а правовая охрана будет прекращена автоматически.

По решению суда охрану знака можно прекратить в связи с неиспользованием его правообладателем в течение трех лет.

Что делать при отказе в регистрации товарного знака

На практике выделяют две основные причины отказа в регистрации - отсутствие охраноспособности и отсутствие уникальности.

Когда Роспатент отказывает по причине неохраноспособности, это значит, что он противоречит требованиям законодательства, например, содержит элементы государственной символики, нецензурные выражения, нарушает права или дискриминирует какую-либо группу лиц.

В случае отказа по этой причине вы можете либо оспорить отказ в Палате по патентным спорам, а затем и в суде, но рекомендуем включаться в спор только в случае полной уверенности в охраноспособности знака. Второй, более распространенный способ справиться с отказом - исправить недочеты знака и подать новую заявку на регистрацию.

Если Роспатент отказал по причине отсутствия уникальности - значит, ваш знак полностью повторяет или схож до степени смешения с уже зарегистрированным чужим знаком.

В случае отказа по данной причине вы можете:

  • оспорить отказ либо в официальной переписке с Роспатентом, либо в Палате по патентным спорам;
  • получить письмо-согласие на использование знака у правообладателя либо использовать знак по лицензионному договору;
  • доработать свой товарный знак, чтобы исключить сходство.

Итого

  1. Если бизнес хочет заработать дополнительные деньги, защитить свои интеллектуальные права и активно бороться с контрафактом и конкурентами, регистрация товарного знака - отличный способ.
  2. Перед регистрацией товарного знака обязательно проверьте его на сходства с уже зарегистрированными логотипами по открытым базам, это абсолютно бесплатно, сможет помочь избежать отказа Роспатента и сэкономит вам время и деньги.
  3. Заявку на регистрацию могут подать и физические, и юридические лица.
  4. Необязательно ехать в офис Роспатента или направлять документы по почте - можно подать заявку онлайн на Госуслугах, на сайте ФИПС или поручить патентному бюро.
  5. Регистрация знака занимает в среднем один год, существует ускоренная процедура, но за нее придется доплатить.
  6. Если вы активно используете знак, не забудьте продлить его охрану через 9 лет после подачи первоначальной заявки.
erid: 4CQwVszH9pWupRdZHJS
Рейтинг материала:
Что такое товарный знак, зачем он бизнесу и как его зарегистрировать
21.05.2024
Защита товарного знака от конкурентов
21.05.2024
Зарегистрировать бренд как товарный знак
26.04.2024
Международная регистрация товарного знака: охрана бренда за рубежом
05.03.2024