Содержание
- Регистрация товарного знака: особенности
- Этапы регистрации товарного знака
- Перечень документов для ускоренной регистрации товарного знака
- Сколько длится ускоренная регистрация знака
- Стоимость пошлин за ускоренную регистрацию
- Почему Роспатент может отказать? Реальный кейс
- Преимущества и недостатки ускоренной регистрации
- Где можно заказать ускоренную регистрацию?
В 2018 году Роспатент упростил процедуру регистрации товарного знака. Теперь свидетельство можно получить быстрее. В статье мы рассказываем, как проходит ускоренная регистрация товарного знака и сколько занимает времени.
Регистрация товарного знака: особенности
Регистрацией товарных знаков в России занимается федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент). Это процедура включает в себя несколько этапов и может длиться больше года. Официально ведомство имеет право рассматривать заявку 18 месяцев и 2 недели. Если раньше эти сроки никак нельзя было изменить, то сейчас это возможно.
В 2018 году в Роспатенте появилась новая платная услуга, которая помогает значительно сократить время регистрации товарного знака: с 18 месяцев до полугода. Стоимость такой экспертизы - 94 400 рублей.
Этапы регистрации товарного знака
Регистрация товарного знака состоит из нескольких этапов. Так выглядит стандартная схема:
Первый шаг - подача заявки в Роспатент. Заявитель должен предоставить документы и всю необходимую информацию о товаре или услуге, для которых будет использоваться товарный знак.
Второй шаг - формальная экспертиза. Ее начинают сразу после подачи заявки. Срок рассмотрения длится в среднем месяц. На этом этапе специалисты проверяют документацию на соответствие требованиям.
Третий шаг - экспертиза по существу. Это самый долгий, трудоемкий и важный этап всей процедуры. Здесь специалисты сравнивают ваш товарный знак с другими зарегистрированными знаками и заявками. Все они проверяются на предмет схожих или тождественных обозначений.
Четвертый шаг - итоговое решение. Результаты экспертизы по товарному знаку публикуется в официальном бюллетене. Они открыты для общественности и могут быть оспорены. Например, третьи лица могут подать возражения против регистрации товарного знака, если считают, что их права нарушены.
Пятый шаг - регистрация товарного знака. Если не было подано никаких возражений, то заявитель получает свидетельство о регистрации товарного знака.
При этом обычную регистрацию товарного знака можно ускорить. Вот несколько советов:
- Перед подачей заявки проверьте уникальность обозначения. Это можно сделать самостоятельно. На сайте ФИПС через специальный сервис, куда внесены все зарегистрированные в РФ товарные знаки или через бюро Гардиум.
- Подайте заявку в Роспатент в электронном формате. Электронная подача заявки не только позволяет сэкономить 30 % на госпошлинах, но и сокращает срок регистрации. Важно избежать ошибок при заполнении заявления.
- Оплатите госпошлины сразу.
- Будьте оперативны. Отвечать на уведомления следует быстро. Согласно правилам ФИПС, заявитель может подготовить ответ на уведомление экспертизы в течение 6 месяцев. Однако, для сбора необходимой информации иногда требуется гораздо меньше времени. Средний ответ занимает около 2-2,5 месяцев.
На самом деле, ускоренная регистрация ничем не отличается от обычной. В ФИПС есть дополнительная услуга для тех, кто хочет быстрее зарегистрировать свой товарный знак. Она называется "проведение поиска зарегистрированных и заявленных на регистрацию обозначений по указанным заказчиком классам МКТУ". С ее помощью можно существенно сократить время ожидания получения свидетельства. Похожая опция есть и при выдаче патента.
Суть этой услуги заключается в том, что эксперты будут дополнительно проверять ваш товарный знак на наличие сходств с другими. Срок выполнения этой услуги составляет от 1 до 20 дней, и чем меньше дней, тем выше стоимость. После проведения поиска, отчет направляется в Роспатент. Эксперт ведомства ознакомится с результатами и не будет проводить повторный поиск.
Перечень документов для ускоренной регистрации товарного знака
Чтобы быстро зарегистрировать товарный знак необходимо предоставить перечень документов: заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака, само обозначение и его описание, а также перечень классов МКТУ, по которым испрашивается регистрация товарного знака. Помимо общего списка Роспатент потребует письмо-заказ и ходатайство.
Именно два этих документа нужны, для того чтобы воспользоваться платной услугой ускоренного поиска. На электронный адрес ФИПС отправляют письмо-заказ.
Затем нужно направить еще один документ - ходатайство, где будет указано, что вы просите учесть результаты поиска во время государственной экспертизы.
Сколько длится ускоренная регистрация знака
Сроки ускоренной регистрации товарного знака - главное преимущество специальной услуги Роспатента. Сейчас средний срок регистрации - 6-9 месяцев в случае стандартной процедуры, а в ускоренном формате получить решение о внесении обозначения в реестр можно уже через два месяца после подачи заявки.
В таблице ниже мы наглядно показали, сколько примерно времени уходит на стандартную процедуру, а сколько - на ускоренный вариант.
Этап регистрации | Стандартная процедура | Ускоренная процедура |
Предварительная проверка обозначения | 1 день | 1 день |
Подача заявки в Роспатент | 1 день | 1 день |
Оплата первой части пошлин | 2 месяца | 2 месяца (перед этим 1-3 дня на оплату услуг Роспатента по ускоренному поиску) |
Оплата письма-заказа о проведении ускоренного поиска | не требуется | 1 день |
Ускоренный поиск по системе "Товарные знаки РФ" | не требуется | 10 рабочих дней |
Подача ходатайства о рассмотрении результатов поиска | 1 день | |
Рассмотрение заявки и принятие решения о регистрации (формальная экспертиза + экспертиза по существу) | до 13 месяцев | 2 месяца |
Оплата второй части пошлин | 2 месяца | 2 месяца |
На ускоренный формат регистрации товарного знака влияет много факторов. Например, то, насколько правильно была подана заявка и все ли документы предоставил заявитель. При этом если вы используете платную услугу, это не гарантирует 100 % положительный результат.
Стоимость пошлин за ускоренную регистрацию
Стоимость ускоренной регистрации товарного знака выше, чем стоимость стандартной процедуры. Итоговая сумма складывается из нескольких пошлин и оплаты самой услуги "Проведение поиска зарегистрированных и заявленных на регистрацию обозначений по указанным заказчиком классам МКТУ".
- Экспертиза словесного знака - 94 400 рублей;
- Экспертиза изобразительного знака - 94 400 рублей;
- Проверка одного комбинированного знака (слово и картина) - 188 800 рублей;
- Формальная экспертиза - 3 500 + 1 000 рублей за каждый класс МКТУ (если их больше 5-ти);
- Экспертиза по существу - 11 500 + 2 500 рублей за каждый класс МКТУ (если их больше одного);
- Регистрация знака и выдача электронного свидетельства - 16 000 + 1 000 рублей за каждый класс МКТУ (если из больше 5-ти);
- Выдача бумажного свидетельства - 2 000 рублей.
Допустим, вам нужно проверить один словесный товарный знак в одном классе МКТУ. Экспертиза стоит 94 400 рублей + вам нужно оплатить остальные пошлины, итого = 127 400 рублей - стоимость ускоренной регистрации.
Для сравнения стоимость стандартной регистрации знака в одном классе МКТУ составит 21 700 рублей + 1 400 рублей за выдачу печатного свидетельства (приобретается по желанию).
Таким образом ускоренная регистрация предусматривает некоторые финансовые издержки. Однако в противовес этому у предпринимателя появляется возможность быстро получить защиту для своей интеллектуальной собственности.
Рассчитайте пошлины онлайн и сохраните расчет
Почему Роспатент может отказать? Реальный кейс
Ускоренная регистрация товарного знака помогает существенно сократить время получения свидетельства. Однако не всегда компаниям удается успешно пройти этот процесс.
Почему заявку могут отклонить:
- Ошибки в сопроводительных документах.
- Нарушение авторских прав или патентных прав других компаний.
- Компания не смогла доказать использование товарного знака в коммерческой деятельности.
- Отсутствие уникальности товарного знака.
- Противоречие нормам ГК РФ.
- Противоречие нормам морали.
Реальный кейс
Роспатент отказал в регистрации обозначения "Social Smoke". Ведомство объяснило: государство обязано заботиться о здоровье граждан и защищать их от вредного воздействия табачного дыма. Использование слова "social" в названии может создать впечатление, что продукты, которые представляет этот товарный знак, могут быть полезными для общества, поэтому такой знак нельзя зарегистрировать.
Преимущества и недостатки ускоренной регистрации
Главный плюс ускоренной регистрации - скорость. Это особенно важно, когда возникают споры о принадлежности обозначения или обнаруживается контрафакт и необходимо быстро защитить права на бренд.
Также ускоренный формат может быть необходим при запуске франшизы, выходе на международный рынок или участии в профессиональной выставке. Однако, следует учитывать и недостатки. Самый ощутимый из них - стоимость услуги. К общим пошлинам заявителю придется доплатить от 94 400 рублей. Такие траты могут позволить себе не все компании.
Второй недостаток - отсутствие гарантий быстрой и беспроблемной регистрации товарного знака. Никто с уверенностью в 100 % не скажет вам, что обозначение пройдет экспертизу и получит положительный ответ в короткие сроки. Иногда из-за допущенных ошибок заявителя процесс может затянуться.
И иногда нет необходимости спешить с процессом регистрации, так как законодательство определяет, что приоритет предоставляется первоначальной заявке. Это означает, что даже если ваши конкуренты захотят зарегистрировать такой же товарный знак, их заявки будут отклонены, если вы уже подали документы на рассмотрение.
Где можно заказать ускоренную регистрацию?
Повысить шанс на ускоренную регистрацию с первого раза без потери времени и денег помогут эксперты компании "Гардиум". Патентные поверенные и юристы, которые специализируются на интеллектуальной собственности, знают все особенности работы с Роспатентом.
В "Гардиум" быстро проведут проверку товарного знака по всем доступным базам данных, и, если нужно, помогут внести корректировки в соответствии с критериями Роспатента. Только после этого заявку подают на регистрацию. Благодаря этому - шанс отказа и риск потери денег за информационный поиск уменьшаются значительно.
Команда "Гардиума" всё сделает за вас, включая получение и передачу вам свидетельства о регистрации.