В Тюмени пельменные вечеринки объединили незнакомых людей

Альмиру Гумерову читателям "Российской газеты" представлять особо не надо. Мы неоднократно рассказывали, как Альмира, чье сердце - пламенный мотор, а душа вот такой ширины, украшает Тюмень, ее окрестности, а также Ярковскую глубинку цветущими садами в память о предках, учит кулинарничать девчонок из многонациональной школы № 9, занимается с ребятишками Борковского дома социальной реабилитации, проводит экскурсии по старинным бухарским улицам и созывает соседей чистить от мусора левобережье реки Туры. Не менее увлекательный проект неугомонной тюменки - встречи в традициях татарской кухни. В старый Новый год хозяюшка организовала очередную пельменную вечеринку. Она стала последней этой зимой. Следующая назначена на 1 декабря.
За два сезона Альмира Гумерова провела 15 пельменных вечеринок, гости научились их лепить по-татарски и по-узбекски.
За два сезона Альмира Гумерова провела 15 пельменных вечеринок, гости научились их лепить по-татарски и по-узбекски. / Ирина Никитина/РГ

Лепить "ушки" из теста с мясной начинкой за разговорами, песнями, перечислением дел минувших дней - вообще-то занятие семейное, для своих, без лишних глаз и ушей. Но Гумерова решилась на, казалось, невозможное: собирать на своей кухне в Янавыле совершенно посторонних людей, объединять их, создавать приятельские компании и, что для нее важнее, погружать в житейские ценности.

Пельмень, кстати, оказался продуктом довольно-таки простым, без выкрутасов.

- Чем крепче соединяешь края сочня, тем крепче твой мир, - говорит устроительница пира.

Такие посиделки носят и просветительский характер: Альмира ханум учит молодых и будущих хозяек замешивать тягучее тесто, готовить сложный фарш, раскатывать кругляки или квадратики для пельмешек, показывает пять вариантов лепки и делится секретом ядреной горчицы. Хорошо, когда некоторые тонкости гостьям уже поведали собственные бабушки или мамы, а бывает, ты давно один на свете, и тепла, подсказки, совета очень не хватает…

Алгоритм такой: сначала тесто на молоке и кипятке месить, пока не отстанет от стенок таза, дальше священнодействовать на столе, формируя тугой колобок. Потом - под пленку, настаиваться 15 минут. Начинка - традиционная для татар конина, сдобренная индейкой, много лука, перец, соль, сливки. Орудуем исключительно длинными тонкими тюркскими скалками: они помогают создать единый пласт для квадратных сочней, не пропадет ни грамма продукта. Татарские пельмешки рождаются из прямоугольника, узбекские - из треугольника. Кто-то придумал ювелирный метод сворачивания "сердечком". Можно повторить японские гедза, сделать привычный русскому пельмень из кругляка или пофантазировать на тему вареников. На кухне Гумеровой меж тем царит соревновательный дух - гости пыхтят над пельменями-малышками. Татарские женщины готовили такие для зятьев - чем меньше "ушко", тем больше благоволишь к мужу дочери. Однажды на вечеринке у Альмиры поставили рекорд - в одну ложку-черпак загребли аж 70 крохотулечек.

За подготовкой, процессом лепки разговоры не смолкают. Солирует хозяйка:

- Семья - это отдельно взятый храм, глава семьи ведет близких к доброте, мудрости, взаимопомощи. Гумеровых уже шесть поколений, более двухсот числом.

Женщины, девушки и девочки подхватывают - про новогодние традиции и подарки, про мечты и чаяния. Сердце тянется к сердцу, а душа к душе. Терапия, чудо, счастье. Незатейливое и понятное.

- Мы все так соскучились по обычному человеческому общению, - признается Альмира, помешивая в огромной кастрюле сотню готовых пельменей под лавровыми листочками, пока остальные расставляют на столе праздничную посуду. - Людей спасет положительная энергия, а в сложные времена единственный оплот - семья. Здоровые, крепкие отношения меж близкими - то, что держит всех на плаву.

На подобных встречах Гумерова приняла уже 2,5 тысячи гостей, притом не только из Тюмени, едут и из Центральной России. Говорит, призвана рассказывать людям про хорошее. Пусть поставят суету на паузу, доверятся и, возможно, найдут силы на добрые дела.