Десять десятилетий "Мосфильма". Звуковые тридцатые

Десять десятилетий "Мосфильма". Звуковые тридцатые

Расцвет музыкальной комедии и первые шаги будущих мэтров
19.01.202408:00
Валерий Кичин
30 января исполняется 100 лет крупнейшей киностудии Европы - "Мосфильму". Студии, где сняли свои лучшие фильмы Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Александр Довженко, Григорий Александров, Иван Пырьев, Юлий Райзман, Михаил Ромм, Сергей Бондарчук, Григорий Чухрай, Марлен Хуциев, Михаил Калатозов, Андрей Тарковский, Александр Митта, Вадим Абдрашитов, Эльдар Рязанов, Сергей Соловьев, Владимир Меньшов, Константин Воинов, Николай Досталь, Карен Шахназаров... Студии, где создается история нашего кино.
Кинотеатр "Первый художественный" в дни демонстрации фильма "Броненосец Потемкин". Москва. 1926 г. Фото: РГАКФД

Когда-нибудь на материале этой истории напишут приключенческий роман - столько в ней интригующих поворотов, мрачных тупиков, витиеватых закоулков и судеб, победительных или подкошенных, триумфальных или сломанных, обездоленных и бесконечно счастливых... До зрителей доходили только фильмы - да и то, как мы знаем, не все: некоторые запрещались, смывались, выдерживались на полке, где теряли свою актуальность - кино, в отличие от коньяка, продукт скоропортящийся. Ну а драмы и трагикомедии, бушевавшие за толстыми стенами кинофабрики на Мосфильмовской, оставались только в памяти их участников, а потом в их мемуарах.

В этом "историческом сериале" мы попытаемся подытожить плоды столетнего труда огромной массы талантливых людей. В "сериале" десять серий - по числу десятилетий, прошедших с памятного января 1924 года, когда началось наше Большое Кино.

Другие эпизоды "мосфильмовского сезона"

  1. Кустарные двадцатые: Счастье чистого энтузиазма и неповторимая романтика первопроходцев
  2. Роковые сороковые: Духоподъемная сила кино и мобилизация искусства
  3. Лавинообразные пятидесятые: Черные времена "малокартинья" и мировые триумфы
  4. Тающие шестидесятые: Новое мироощущение эпохи и неожиданные грани привычного
  5. Оскароносные семидесятые: Юбилей студии и жизненная энергия советского кино
  6. Переменчивые восьмидесятые: Смелость экспериментов и эпохальная смена ветров
  7. Приватизированные девяностые: Состояние безвременья и осмысление прошлого
  8. Ностальгирующие нулевые: Коммерческий хаос и неизбежная реадаптация производства
  9. Потребительские десятые: Новые контуры амбиций и закат товарного капитализма

Десятилетие второе. 30-е годы

Сейчас трудно вообразить, как стремительно развивалось тогда кино. Вот только что, в 1931 году, сквозь хрипы и трески прорвался к кинозрителям звук первого "говорящего" советского фильма "Путевка в жизнь". И уже через три года страна хохочет над трюками "Веселых ребят", слушает джаз Утесова и распевает услышанные в кинозале мелодии Исаака Дунаевского.

К 1931 году все кино в СССР было национализировано, а далекая глухая Потылиха превратилась в киногород. Идея была в том, чтобы разбросанные по всей Москве кинопроизводства собрать вместе, во всех их звеньях и этапах, от подготовки сценариев до выпуска отпечатанной здесь же кинокартины в прокат. Чтобы возникла настоящая фабрика кинофильмов - основа национальной киноиндустрии. В Европе таких еще не было.

Постер мультипликационного фильма "О свинье, которая картину писала". Фото: kinopoisk.ru

Открытие киногорода прошло 9 февраля: торжества быстро переросли в деловые индустриальные будни. Активно шли опыты со звуком: был снят экспериментальный звуковой киносборник. Первый выпуск этой "Звуковой сборной программы" открылся речью Луначарского о значении звукового кино, фильмом Абрама Роома "Тип-топ - звуковой изобретатель" и маршем Сергея Прокофьева из оперы "Любовь к трем апельсинам". Для второго выпуска первопроходец звукового кино Николай Экк снял сказку Алексея Толстого "О свинье, которая картину писала", в сборнике прозвучал роман Глинки "Я помню чудное мгновенье", в него был включен документальный фильм Дзиги Вертова "Симфония Донбасса".

Близился бурный расцвет советской музыкальной комедии, начавшийся взрывной эксцентриадой "Веселых ребят" Григория Александрова; в ней состоялся блестящий дебют опереточной "субретки" из Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Любови Орловой. Но уже чувствовались предвестия будущих партийных "чисток", и как раз вокруг безобидных, казалось бы, "Веселых ребят" развернулись настоящие бои.

Появлению этой картины предшествовала командировка Эйзенштейна, Александрова и оператора Тиссэ в Европу и США для ознакомления с западным опытом звукового кино. В Голливуде Эйзенштейн встречался с Уолтом Диснеем и Чарли Чаплиным и надеялся снять на студии "Парамаунт" экранизацию "Американской трагедии" Драйзера. Александров же активно смотрел голливудские мюзиклы и всерьез увлекся этим ранее недоступным для кино жанром, что Эйзенштейн расценил как предательство. "Веселые ребята" были сделаны под сильным влиянием голливудской школы - но при этом предложили собственный опыт работы с музыкальным материалом, и эпизод "музыкальной драки" потом вошел во все киноучебники.

Отечественные борцы за идейную чистоту к тому времени уже в изобилии расплодились в нашем искусстве, и теперь они обвиняли Александрова в попытке перенести на здоровую советскую почву приемы растленного и бездумного Голливуда. По большому счету картина была уязвима для критики, но рыхлый приблизительный сюжет и его нелепые повороты полностью искупались молодой энергетикой, смешными гэгами, музыкой Дунаевского, мгновенно ставшей популярной, и целым созвездием актерских талантов. К счастью, дирекция студии вовремя догадалась показать фильм Горькому, тот пришел в восхищение, заинтересовал картиной Сталина, и судьба "Веселых ребят" была решена. Фильм даже направили на первую "международную киновыставку" в Венеции, где он получил международное признание.

Павильонные съемки фильма "Волга-Волга" (1938). В центре съемочной группы - режиссер Г. Александров. 1937 г. Фото: РГАКФД

Как и в Голливуде, приход звука породил в СССР огромный интерес к музыкальному кино. Вслед за Александровым с его "Цирком" и "Волгой-Волгой" народные комедии стал снимать Иван Пырьев - появились "Богатая невеста", "Трактористы" и в них еще одна музыкальная звезда Марина Ладынина. В "Девушке с характером" Константина Юдина запела Валентина Серова. Фильмы эти снимались титаническими усилиями: павильоны нового киногорода проектировались еще в эпоху немого кино, об акустике и звукоизоляции никто не думал. Только что построенную студию уже нужно было срочно модернизировать - процесс, который затянулся до послевоенных лет.

Веселые музыкальные комедии пользовались оглушительным успехом в народе. Они играли роль отдушины и создавали как бы фон того времени, подспудно трагического, а внешне преисполненного молодой энергии и энтузиазма. "Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек" - это пелось совершенно искренне, и зрителями воспринималось как должное. Тем более что в Америке, как неопровержимо свидетельствовал тот же "Цирк" Александрова, "негров вешали", а в нашем СССР колыбельную негритянскому мальчугану пел целый интернационал. Кино действительно формировало тонус времени и его эмоциональную доминанту.

При этом, разумеется, снималось и "серьезное кино". Реакцией на официально отрицаемую, но подспудно ощущавшуюся угрозу немецкого фашизма стал великий фильм Эйзенштейна "Александр Невский" - ода русскому патриотизму и боевому духу. Сцены ледового побоища снимались летом на сооруженных из дерева "льдинах" - искушенный глаз мог заметить это на экране, но пафос картины, ее эмоциональный накал были так высоки, что успех ее был сопоставим только с успехом "Чапаева". Великолепная симфоническая партитура, написанная Сергеем Прокофьевым, с экрана звучала тускло: студия ухитрилась послать Сталину на утверждение черновую запись, а после столь высочайшего утверждения уже не рискнула что-либо улучшать.

Фильмом "Пышка" - экранизацией новеллы Мопассана - дебютировал Михаил Ромм, в будущем один из крупнейших наших режиссеров, теоретиков и педагогов киноискусства. В этом фильме зрители впервые увидели и оценили мастерство Фаины Раневской. Картина снималась из экономии без звука и стала последним образцом советского немого кино.

В кино пробуют себя будущие театральные мэтры. В 1930 году немым фильмом "Путь энтузиастов" в кино дебютировал режиссер Николай Охлопков. В 1934 году Рубен Симонов дебютировал комедией "Весенние дни" ("Энтузиасты") о любви и дружбе молодых рабочих. Сенсацией стал фильм самого талантливого из мосфильмовских кудесников - сказочника Александра Птушко "Новый Гулливер": роман Свифта стал основой для еще не виданного тогда технологического чуда - соединения живого актера с пластилиновыми куклами. И, конечно, Лилипутия была метафорой угнетающих трудящихся западных режимов, а моложавый, похожий на переросшего пионера Гулливер символизировал посланца свободной и справедливой Страны Советов.

В 1937 году, в самый разгар политической паранойи, ее жертвами стали многие "мосфильмовцы". Был арестован и расстрелян "за шпионаж" замечательный оператор и теоретик кино Владимир Нильсен, снявший "Веселых ребят" и "Цирк" Александрова, "Бежин луг" Эйзенштейна, снимавший и "Волгу-Волгу", но ее уже не увидевший.

Был фактически расстрелян и сам этот фильм Сергея Эйзенштейна "Бежин луг": Сталину кто-то донес на формалистические закидоны еще снимавшейся картины и показали черновой несмонтированный фрагмент. Последовал короткий приказ: "Смыть!". Картина была уничтожена, но монтажер фильма с риском для жизни спрятала для истории монтажные срезки. Впоследствии по этим срезкам Наум Клейман и Сергей Юткевич смонтировали "фотофильм", дающий отдаленное представление о грандиозном замысле мастера.

Главные фильмы 30-х
  • Веселые ребята (Григорий Александров), 1934
  • Петербургская ночь (Григорий Рошаль), 1934
  • Пышка (Михаил Ромм), 1934
  • Аэроград (Александр Довженко), 1935
  • Космический рейс (Василий Журавлев), 1935
  • Новый Гулливер (Александр Птушко), 1935
  • Последняя ночь (Юлий Райзман),
  • Дети капитана Гранта (Владимир Вайншток), 1936
  • Мы из Кронштадта (Ефим Дзиган), 1936
  • Последняя ночь (Юлий Райзман), 1936
  • Тринадцать (Михаил Ромм), 1936
  • Цирк (Григорий Александров), 1936
  • Бежин луг (Сергей Эйзенштейн), 1937
  • Ленин в Октябре (Михаил Ромм), 1937
  • Александр Невский (Сергей Эйзенштейн), 1938
  • Волга-Волга (Григорий Александров), 1938
  • Новая Москва (Александр Медведкин), 1938
  • Девушка с характером (Константин Юдин), 1939
  • Золотой ключик (Александр Птушко), 1939
  • Подкидыш (Татьяна Лукашевич), 1939
  • Трактористы (Иван Пырьев), 1939