Десять десятилетий "Мосфильма". Потребительские десятые

Десять десятилетий "Мосфильма". Потребительские десятые

Новые контуры творческих амбиций и неминуемый закат товарного капитализма
27.01.202408:00
Валерий Кичин
30 января исполняется 100 лет крупнейшей киностудии Европы - "Мосфильму". Студии, где сняли свои лучшие фильмы Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Александр Довженко, Григорий Александров, Иван Пырьев, Юлий Райзман, Михаил Ромм, Сергей Бондарчук, Григорий Чухрай, Марлен Хуциев, Михаил Калатозов, Андрей Тарковский, Александр Митта, Вадим Абдрашитов, Эльдар Рязанов, Сергей Соловьев, Владимир Меньшов, Константин Воинов, Николай Досталь, Карен Шахназаров... Студии, где создается история нашего кино.
Станет ли название фильма Станислава Говорухина "Конец прекрасной эпохи" символом нового этапа развития российской и мировой киноиндустрии и какие эстетические переживания принесут нам новые времена, покажут ближайшие годы. Фото: РИА Новости

Когда-нибудь на материале этой истории напишут приключенческий роман - столько в ней интригующих поворотов, мрачных тупиков, витиеватых закоулков и судеб, победительных или подкошенных, триумфальных или сломанных, обездоленных и бесконечно счастливых... До зрителей доходили только фильмы - да и то, как мы знаем, не все: некоторые запрещались, смывались, выдерживались на полке, где теряли свою актуальность - кино, в отличие от коньяка, продукт скоропортящийся. Ну а драмы и трагикомедии, бушевавшие за толстыми стенами кинофабрики на Мосфильмовской, оставались только в памяти их участников, а потом в их мемуарах.

В этом "историческом сериале" мы попытаемся подытожить плоды столетнего труда огромной массы талантливых людей. В "сериале" десять серий - по числу десятилетий, прошедших с памятного января 1924 года, когда началось наше Большое Кино.

Другие эпизоды "мосфильмовского сезона"

  1. Кустарные двадцатые: Счастье чистого энтузиазма и неповторимая романтика первопроходцев
  2. Звуковые тридцатые: Расцвет музыкальной комедии и первые шаги будущих мэтров
  3. Роковые сороковые: Духоподъемная сила кино и мобилизация искусства
  4. Лавинообразные пятидесятые: Черные времена "малокартинья" и мировые триумфы
  5. Тающие шестидесятые: Новое мироощущение эпохи и неожиданные грани привычного
  6. Оскароносные семидесятые: Юбилей студии и жизненная энергия советского кино
  7. Переменчивые восьмидесятые: Смелость экспериментов и эпохальная смена ветров
  8. Приватизированные девяностые: Состояние безвременья и пронзительное осмысление прошлого
  9. Ностальгирующие нулевые: Коммерческий хаос и неизбежная реадаптация производства

Десятилетие десятое. 2010-е

Студия продолжает наращивать мышцы. Введены в строй новые суперсовременные павильоны, новое оборудование, новый Киноцентр, готовый принять и торжественные премьеры, и международные фестивали. На наших глазах вырисовываются контуры творческих и производственных амбиций "Мосфильма".

Но при всем техническом совершенстве функции студии как продюсерского центра, сосредоточившего в своих руках все звенья кинопроизводства, окончательно отмирают. Замечательный музыкальный фильм Григория Александрова "Весна" 1946 года поэтично воспел эту универсальность, это бурление талантов и творческой мысли - теперь о таком можно только ностальгировать.

У "Мосфильма" как главного поставщика профессиональных и технических услуг на рынке кинопроизводства появилось немало конкурентов: они менее габаритны и потому более мобильны. К ним переходят некоторые клиенты "Мосфильма", тем более что в век цифровой техники снимать кино можно и "на коленке" - был бы талант.

Прекрасное "мосфильмовское" оборудование для обработки пленки пользуется все меньшим спросом и, вероятно, в ближайшем будущем окажется почти ненужным: пленочные копии теперь печатаются для совсем отсталых кинотеатров, и еще - для хранения в киноархивах, но это уже другие масштабы. В мире киноиндустрию сотрясают все новые технические революции, грозящие перевести привычное нам кино в ранг какого-то совершенно иного искусства - то ли аттракциона, то ли подобия визуального фейсбука, которое нужно смотреть на айфонах. Время фабрик-гигантов явно истекает.

- Мы пришли к капитализму в момент его тотальной победы и, как всегда бывает в такой момент, - в пору его заката, - констатирует убежденный "государственник" Карен Шахназаров. - Поэтому капитализм XIX, XX веков, который бурлил идеями, создавал героев и соответственно творил великие произведения, закончился. А нынешний капитализм все превращает в товар, причем совсем уже пошлый. Такой "Макдоналдс": вместо живого мяса - "бургер". А где товар - там нет искусства. Там не нужны ни мысль, ни чувства, потому что там иные отношения: производитель - потребитель. Это такой этап. Но жизнь бесконечна, и все рано или поздно перемелется. Вот система, судя по кризису, уже дает трещины, и весь мир заговорил о том, что такой тип капитализма умирает. Наша драма состоит в том, что мы впрыгнули в последний вагон поезда, когда головные вагоны уже идут в совершенно другую сторону. Мы еще движемся в этом направлении, а там уже поняли: тупик. И начали поворот. Это все с точки зрения истории - миг, а для каждой конкретной жизни - социальные катастрофы. И эти социальные катастрофы неизбежно породят опять новое кино, которое снова обратится к человеку. Сколько на это потребуется лет - 30, 50 или 100 - никто не знает...

На территории "Мосфильма" по-прежнему все кипит: в павильонах слышны команды "Мотор!", но снимаются чаще всего сериалы для стрим-платформ и телевидения, из них постепенно выкристаллизовывается новое искусство, с которым общаются за обеденным столом или на диване, на сон грядущий. Или музыкальные клипы. Или коммерческая реклама.

На студии больше нет худсоветов, которые следили за художественным уровнем продукции, нет редакторов, знающих законы драматургии, а творческие ресурсы искусственного интеллекта давно превысили возможности реквизиторских цехов и каскадеров. Коммерция в кино разбушевалась и грозит перевести искусство в разряд раритетов "для избранных". Так что мир на опасном перепутье и в этом смысле.

Творческая группа на премьере фильма "Хитровка. Знак четырех" в Москве. Фото: Екатерина Чеснокова/ РИА Новости

Найдет ли "Мосфильм" себя в этом новом мире - пока можно только предполагать. В списке снятых здесь картин в десятые годы XXI века нет шедевров, но есть несколько заметных названий: "Калачи" (Нурбек Эген), "Белый тигр" (Карен Шахназаров), Weekend (Станислав Говорухин), "Она" (Лариса Садилова), "Конец прекрасной эпохи" (Станислав Говорухин), "Ке-ды" (Сергей Соловьев), "Сдается дом со всеми неудобствами" (Вера Сторожева), "Экипаж-2" (Николай Лебедев), "Анна Каренина. История Вронского" (Карен Шахназаров), "Конец сезона" (Константин Худяков), "Хитровка. Знак четырех" (Карен Шахназаров).

Станет ли название фильма Говорухина "Конец прекрасной эпохи" символом нового этапа развития российской и мировой киноиндустрии и какие эстетические переживания принесут нам новые времена, покажут ближайшие годы.

Режиссер Константин Худяков на премьере своего фильма "Конец сезона" в кинотеатре "КАРО 11 Октябрь". Фото: Екатерина Чеснокова/РИА Новости