Прогрессивное налогообложение - это система налогообложения, построенная на принципе увеличения налоговых ставок в зависимости от роста уровня облагаемого дохода налогоплательщика. Проще говоря, чем больше доход получает россиянин в год, тем больше налога он заплатит.
В России уже применялась дифференцированная налоговая ставка. Сразу после распада СССР в 1991 году президент Борис Ельцин подписал указ, устанавливающий минимальную ставку НДФЛ в 12% на доходы до 42 тыс. рублей. Для граждан, зарабатывающих от 42 до 84 тыс. рублей, ставка повышалась до 5 тыс. 40 рублей плюс 15% от суммы, превышающей 42 тысячи. Максимальная ставка была установлена для доходов свыше 420 тыс. рублей - 144 тыс. 540 рублей и 60% от суммы, превышающей 420 тыс. рублей.
Однако уже в 1992 году ставка в 12% была установлена для годовых доходов размером до 200 тыс. рублей. На фоне инфляции, на следующий год лимит для минимальной ставки в 12% был поднят до 1 млн рублей, в 1994 году - до 10 млн рублей, в 1996 году - до 12 млн рублей.
После деноминации 1998 года налог в 12% стали взимать с годового дохода размером до 20 тыс. рублей, до 40 тыс. руб. ставка составляла 15%, до 60 тыс. - 20%, до 80 тыс. - 25%, до 100 тыс. - 30%, более 100 тыс. рублей - 35%. При этом в облагаемый доход не включались государственные пособия и пенсии.
В 1999 году минимально облагаемый уровень был поднят сначала до 30 тыс., а затем до 50 тыс. рублей. При этом к концу 2000 года закон предусматривал только три варианта НДФЛ. Получавшие в год до 50 тыс. рублей уплачивали 13%. Годовые зарплаты от 50 до 150 тыс. рублей облагались налогом в 6 тыс. рублей и дополнительно 20% с суммы, превышающей 50 тыс. рублей. Максимальный налог платили те, кто получал доход более 150 тыс. рублей в год - с них взимали 26 тыс. рублей и 30% с суммы, превышающей 150 тыс. рублей.
Вступившая в силу вторая часть Налогового кодекса РФ с 1 января 2001 года в России установила плоскую шкалу НДФЛ - когда ставка налогообложения не зависит от дохода. Ее размер для всех составил 13%. Переход к пропорциональной системе налогообложения был, в том числе, связан с необходимостью вывода зарплат из тени. При этом с января 2021 года вновь было произведено частичное возвращение к прогрессивной шкале налогообложения. А именно, было введен повышенный налог в размере 15% на доходы для тех, кто заработал за год больше 5 млн рублей. Но не со всей суммы, а с "излишков": сумм более 5 млн руб.
У идеи возвращения прогрессивной шкалы все эти годы было немало как сторонников, так и противников. Первые настаивают: справедливо, когда богатые платят много, а бедные совсем ничего не платят. Вторые же утверждают, что введение прогрессивной ставки НДФЛ вновь приведет к уклонению от налогов, тогда как налоговая реформа 2000-х годов привела к массовому выходу доходу из тени.
Осенью прошлого года в Госдуму был внесен законопроект, предлагающий ввести прогрессивную шкалу НДФЛ до 35% в зависимости от доходов налогоплательщика. При этом автор документа, председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов в качестве нижнего порога предлагал установить ноль процентов. Однако на тот момент правительство РФ отказалось вводить прогрессивную шкалу налога. "Существующая на сегодняшний день система обложения НДФЛ позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы Российской Федерации", - говорилось в правительственном отзыве на соответствующий законопроект.
В конце февраля 2024 года в своем послании Федеральному Собранию президент РФ вновь поручил продумать подходы к более справедливому распределению налогового бремени - в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы. Вместе с тем он призвал снизить налоговую нагрузку на семьи, в том числе за счет вычетов. Комплекс предложений по модернизации налоговой системы должны представить парламентарии и Кабмин.
Зампред Комитета ГД по экономической политике Сергей Алтухов в разговоре с "РГ" тогда подчеркивал, что действовать в отношении этого вопроса в Госдуме будут не спеша и обдуманно. "Есть наработки и предложения, в том числе законодательные, по увеличению налоговой нагрузки на людей с более высокими доходами, - сказал он. - Думаю, что оптимальное решение будет найдено и, возможно, через экспериментальные налоговые решения апробировано".
По словам заместителя заведующего кафедрой экономической политики и экономических измерений ГУУ Артема Савостицкого, прогрессивная шкала налогообложения предполагает, что люди с более высокими доходами платят налог по более высокой ставке. "Считается, что такая шкала соответствует принципу общественной справедливости и позволяет снизить уровень расслоения населения по доходам", - поясняет он.
Собеседник "РГ" напомнил, что прогрессивная шкала в настоящее время действует в большинстве стран и во всех странах большой двадцатки, кроме России. "Формально в России с 1 января 2021 года в России тоже введена прогрессивная шкала, которая предполагает повышенную ставку НДФЛ в размере 15% для доходов свыше 5 млн. рублей за год. Но с экономической точки зрения такая невысокая прогрессия не встречается в других странах и практически не отражается на показателях расслоения населения по доходам", - отметил эксперт.