20-летнего сироту Сашу Гумирова мы разыскивали почти три месяца. Его одноклассники рассказали, что Сашу забрала прямо из техникума неоднократно судимая рецидивистка Фатима Яминова. И с тех пор его никто не видел. Как оказалось, все это время выпускник детского дома скитался по съемным квартирам, ночевал в подъездах и автомобилях. Оголодал до такой степени, что стал похож на 10-летнего ребенка - кожа и кости. Шокированы были даже видавшие многое оперативники уголовного розыска. Саша целую неделю ел практически без перерыва и никак не мог уснуть.
- У меня на сберегательном счете было около 2,5 миллиона рублей. Это пенсионные накопления, которые перешли в мое распоряжение после выпуска из интерната, - рассказал парень. - А теперь на нем не осталось ни копейки. Мне негде и не на что жить.
Пропала и ежемесячная пенсия Гумирова по инвалидности. Кто-то получает деньги вместо него по оформленной доверенности.
56-летняя Фатима Яминова сейчас находится под стражей. Она обвиняется в мошенничестве в особо крупном размере. По данным следствия, почти 10 лет омичка жила за счет сирот на широкую ногу - каталась на дорогих машинах, покупала модную одежду, технику и украшения. А обманутые ею ребята оказывались на улице без денег и крыши над головой. Они просили о помощи. Писали заявления в полицию, обращались к руководству детских домов. Но абсолютно никому не было до них дела.
Ситуация изменилась только после того, как в редакцию "РГ" пришел 20-летний сирота Леша Видов. Два года он обивал пороги всех инстанций и просил, чтобы его обидчицу привлекли к ответственности. Доверчивый парень оформил на Яминову доверенность и потерял около 1,5 миллиона рублей, накопившихся на сберегательном счете - пенсию по инвалидности и губернаторскую премию. Однако расследование заволокитили. После публикации истории Видова к корреспонденту "РГ" обратились за помощью и другие сироты, пострадавшие от рецидивистки. Все они - выпускники коррекционных учреждений - Дома детства "Радуга" и Дома детства "На Кордной". Яминова входила в доверие к инвалидам, имеющим особенности развития, обещала, что станет их наставницей и поможет им обустроиться в жизни. Но в результате присваивала себе все сиротские накопления.
На проблему обратили внимание прокурор Омской области Алексей Афанасьев и председатель СКР Александр Бастрыкин. Рецидивистку задержали в Ростове. По факту хищения денег у сирот возбуждено восемь уголовных дел. Но, возможно, их будет больше.
Некоторых из них уже нет в живых. Известно, что один из первых пожаловавшихся на Яминову сирот, Максим Семенихин, стал бродяжничать и погиб. Не нашлось никого, кто смог бы его поддержать в трудную минуту.
Сами сироты рассказывают, что "тетя Фатима" была хорошо знакома с бывшим социальным педагогом Дома детства "На Кордной" Татьяной Беркович. И неоднократно приходила в интернат "в гости", где и присматривала будущих жертв. Беркович отбывает срок в колонии за то, что обокрала еще семерых воспитанников. Опытный педагог точно знала, что больше всего брошенные дети скучают по домашнему теплу и ласке. Поэтому легко нашла способ войти к ним в доверие. Приглашала их к себе домой с ночевкой, готовила ужин и разговаривала по душам. А потом предлагала подопечным отдать ей деньги, полученные при выпуске из школы-интерната. Якобы на хранение. Но тратила их на свои личные нужды.
- Когда они просили педагога вернуть их деньги, она их запугивала, - рассказывает руководитель помогающего сиротам фонда "Мир, в котором нет чужих. Мир равных возможностей" Вика Марчевская.
Сироту Антона Пилипенко Беркович и Яминова умудрились "выпотрошить" вместе. По словам парня, социальный педагог выманила у него 1 миллион 700 тысяч рублей. А "наставница" Фатима забрала все, что осталось - последние 100 тысяч.
Недавно Первомайский районный суд вынес приговор еще одному педагогу - воспитательнице Татьяне Шараповой. "Заботой и лаской" она выманила у выпускника Дома детства "Радуга" Сережи Лебедева, страдающего ДЦП, 2,5 миллиона рублей. Выплатила ипотеку, купила мебель и сделала хороший ремонт.
Выпускника Дома детства "Радуга" сироту Сашу Арбузова корреспондент "РГ" забрала из больницы в одних трусах. Это все, что у него осталось. Он лишился двух квартир, одну из которых ему выделило государство. Пропали и все накопления на сберегательном счете. 20-летняя сирота Надя Кривошеина тоже осталась на улице без жилья и документов. Одежду и необходимые вещи для попавшей в беду девочки собирали наши подписчики.
Помимо этого, практически на всех бывших детдомовцах с инвалидностью "висят" многотысячные кредиты. У Нади Кривошеиной их 11! На Сашу Арбузова, который три года не мог освоить программу первого класса в коррекционной школе, помимо кредитов, оформлено ИП.
- Я много раз обращался в полицию, - говорит Саша. - Но мне никто не верил, так как у меня имеется заболевание.
Не слишком ли много пострадавших для двух коррекционных учреждений? Как так вышло, что в Омской области годами безнаказанно грабят сирот с особенностями развития? Почему сироты-студенты месяцами не появляются на занятиях в техникуме и их никто не ищет? Кто сливает мошенникам персональные данные выпускников? И что делают местные власти для того, чтобы эти трагические истории не повторялись?
На все эти вопросы корреспондент "РГ" получила весьма своеобразный ответ - коллективную жалобу от руководителей омских детских домов.
"Граф Н. А. систематически порочит деятельность всей системы регионального сопровождения детей-сирот и лиц из их числа", - пишут жалобщики. Письмо, кстати, подписано руководителями и сотрудниками Дома детства "На Кордной" и Дома детства "Радуга". На защиту ограбленных выпускников которых и встала корреспондент "РГ".
По данным Минобра региона, в Омской области проживают 380 выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет. 121 из них - выпускники коррекционных учреждений. У всех ребят к моменту вступления во взрослую жизнь на счетах лежат солидные суммы. Это их пенсионные накопления, алименты и пособия.
Все они - "лакомый кусок" для различного рода мошенников, желающих стать миллионерами за счет бывших детдомовцев.
- Аферисты пользуются тем, что выпускники интернатов с ментальными нарушениями не адаптированы к социуму, относятся к деньгам с легкостью, так как привыкли, что их содержит государство, - объясняет Марчевская. - За одежду, еду, коммунальные услуги платит кто-то другой, финансовая грамотность у них отсутствует. Они искреннее доверяют взрослым, которые и пользуются их беспомощностью.
В прошлом году сиротам массово начали выдавать сертификаты на приобретение недвижимости. Сразу же после покупки они становятся полноправными собственниками квартир и автоматически попадают в зону риска. Вокруг новоселов уже коршунами вьются черные риэлторы. В правоохранительных органах ожидают всплеска преступности. Колоссальные деньги, которые государство тратит на обеспечение сирот жильем, потекут в карманы мошенникам.
В единственной социальной гостинице в Омской области для попавших в беду детдомовцев всего 12 мест. Ее расширение не предусмотрено.
Очевидно, что система сопровождения детей-сирот дает серьезные сбои. И ее необходимо менять.
Иван Кротт, министр образования Омской области:
- Несмотря на принимаемые меры, острым остается вопрос сопровождения выпускников детских домов с интеллектуальной недостаточностью, непризнанных недееспособными. У таких выпускников за период пребывания в учреждении на счетах образуются значимые финансовые вложения, и в силу особенностей развития молодые люди могут стать жертвами мошенников. В связи с этим мы предлагаем внести изменения в федеральное законодательство о необходимости продления срока опеки над данными гражданами до 23 лет. Это поможет минимизировать случаи мошенничества и позволит молодым людям более успешно социализироваться.
Одно из важных направлений, которое необходимо развивать в регионе для выпускников детских домов с дефицитом интеллекта, - это сопровождаемое проживание. На сегодняшний день для многих наших выпускников технология сопровождаемого проживания - надежда на продолжение жизни в условиях общества. Отмечу, что детский дом - это лакмус, отражающий социальное здоровье общества в целом. И только рассматривая проблему под таким ракурсом, мы сможем изменить ситуацию в целом, минимизировать нахождение детей в детских домах при живых родителях и создать условия для успешной социализации всех выпускников детских домов.