С докладом ""Предписания врачу": практическая философия Канта и принцип медицинской этики" на конгрессе выступил ведущий научный сотрудник сектора философии религии Института философии РАН Андрей Судаков. По мнению ученого, на первый взгляд, философия мало что может дать врачебной практике, ведь забота о пациенте выходит за рамки кантовского понятия этики. Однако суждение это ошибочное.
Иммануил Кант постоянно задавался вопросами медицинской практики и ее этичности. Например, насколько оправдано сохранение жизни престарелого или тяжело больного человека? Возможно ли хирургическое вмешательство без согласия пациента? Что собой представляет врачевание с философской точки зрения?
Философский подход к лечению больного в корне отличается от такового в классической медицине. По мнению Канта, врача интересуют лишь предписанные разумом средства лечения болезней. Его основная задача - максимально облегчить состояние пациента. Нравственный аспект этого процесса специалиста не заботит. В то же время мыслитель сделал оговорку: убежденный моралист, мало понимающий в физиологии, не может быть хорошим врачом.
Философ тем временем руководствуется не только знанием о физических свойствах человеческого тела, но и принципами "чистого разума". К больному следует относиться как к субъекту разума, а не как к сломанному механизму. Практическая философия, полагал Иммануил Кант, также является универсальной медициной. Она не может дать больному универсальное лекарство, но обязательно должна сопровождать процесс лечения. Люди должны научиться преодолевать болезненные ощущения, используя силу воли.
В этом заключается главный смысл врачебной этики по Канту - пациентам следует научиться властвовать над болью, а не спасаться от нее. Многое, конечно, зависит от медиков. Врач не должен врать больному или стараться максимально облегчить его страдания. Ведь кантовская этика не основана на положительных эмоциях. Если человек стремится получить лишь удовольствие, то это является изнеженностью. Такой жизненный опыт не имеет ценности.
Это не означает, что философ призывал полностью отказаться от наслаждений. Получать их можно, но важно отличать доброе от приятного.
- Лишняя изнеженность по Канту приводит к затуханию жизненной силы, поэтому он не разделял отношение врача к пациенту как к болезненному животному, выполняющему все приказы беспрекословно. Речь идет о запретах - постельный режим, отказ от чрезмерной активности, долгое нахождение в тепле или холоде. Поэтому одна из рекомендаций философа - мыть ноги холодной водой, чтобы не болеть и не бояться их застудить, - заключил Андрей Судаков.
Кант разрешал хирургическое вмешательство. Это не противоречит этике, ведь если человек испытывает боль и неприятные ощущения во время операции, умом он все равно понимает, что это необходимо для улучшения состояния.
Врач борется не со злом, а с психическим или физическим расстройством. Если в процессе лечения доктор по объективным причинам терпит неудачу, то он не должен подвергаться осуждению. Поскольку болезнь по Канту - не зло, то и врач, не сумевший ее излечить, не становится априори злым.
Кстати, современная косметическая хирургия наверняка рассматривалась бы Иммануилом Кантом в концепции изнеженности, если только к ней не прибегают по медицинским показаниям.