Рубрика:Экономика
19.05.202422:29

Китайские инвесторы планируют создать в Подмосковье более 10 тысяч новых рабочих мест

Подмосковье активно ищет инвесторов, способных заменить тех, кто после введения санкций решил прекратить бизнес в России. Так осенью прошлого года делегация Московской области во главе с губернатором Андреем Воробьевым посетила Китай. Целью визита стало прежде всего сближение с предприятиями промышленного сектора, а также развитие экспортных направлений. Именно тогда было принято решение о перезапуске автомобильного завода "Мерседес" в индустриальном парке Есипово инвесторами из Поднебесной. Недавно подмосковная делегация вернулась из КНР в очередной раз - и вновь с хорошим инвестиционным портфелем. Об этом "РГ" рассказала зампред правительства - министр инвестиций, промышленности и науки Московской области Екатерина Зиновьева.

Екатерина Зиновьева: Сейчас обсуждаем идею создать для китайских инвесторов индустриальный парк.
Екатерина Зиновьева: Сейчас обсуждаем идею создать для китайских инвесторов индустриальный парк. / Пресс-служба мининвеста МО

Екатерина Анатольевна, уже можно сказать, что Китай стал ключевым иностранным партнером для Подмосковья?

Екатерина Зиновьева: Действительно, наши отношения развиваются по восходящей. По итогам прошлого года почти 40% всего товарооборота Подмосковья с зарубежными странами пришлось на Китай. Это почти 10% в общем объеме российско-китайского внешнеторгового оборота. Но и подмосковный экспорт в Поднебесную не отстает. Сегодня Китай занимает второе место среди стран - получателей наших товаров. И мы продолжаем фиксировать у бизнеса пропорционально растущий интерес - около 20-30% заявок так или иначе связаны с экспортом в эту страну.

О чем конкретно подмосковная делегация договорилась с партнерами из КНР в этот раз?

Екатерина Зиновьева: Мы встречались с крупнейшими автопроизводителями на выставке "Пекин Автошоу". Это сегодня главная автомобильная выставка в мире, ставшая для нас площадкой для встреч с автопроизводителями. Состоялись переговоры с новыми потенциальными инвесторами. Это, например, производители транспортных контейнеров, которые планируют на нашей территории создать первое подобное производство в России. Среди заинтересованных инвесторов также производители автокомпонентов, промышленных роботов, банкоматов, медицинских изделий. Причем многие из них хотят открывать в Подмосковье крупные предприятия с высокой локализацией производства.

Не секрет, что некоторые зарубежные инвесторы настаивают на том, чтобы на таких предприятиях трудились не местные жители, а представители их же стран. Что говорят на этот счет китайские партнеры?

Екатерина Зиновьева: Они готовы предоставлять рабочие места квалифицированным специалистам и, конечно, рассматривают локальный рынок труда как основной источник таких кадров. А мы, в свою очередь, готовы оказывать их промышленным предприятиям поддержку в подготовке кадров. Естественно, речь идет не только о китайских производствах. Формируем комплексный подход к организации этой работы: уже на этапе создания инфраструктуры для предприятий на площадках индустриальных парков планируем размещать колледжи, где будут готовить кадры для резидентов.

Если у инвесторов из КНР есть спрос на реализацию проектов в Подмосковье, может, имеет смысл подумать о создании для них отдельного индустриального парка?

Екатерина Зиновьева: Да, мы уже доросли до этой идеи и сейчас она находится в фазе активной проработки. Хотим создать удобную промышленную площадку, где все будет максимально комфортно для инвесторов из Поднебесной, но с учетом наших российских реалий. В Красногорске уже есть бизнес-парк "Гринвуд", где расположены офисы 170 китайских компаний, теперь пришло время создания индустриального парка. Ведь с инвесторами из Китая действительно проблем нет, они открыты для сотрудничества и стремятся работать в Подмосковье.

А как выстраивается логистика между Китаем и Подмосковьем?

Екатерина Зиновьева: У нас самая высокая концентрация транспортно-логистических центров в стране: три действующих и еще два - в стадии реализации. Делаем ставку именно на контейнерные железнодорожные перевозки грузов, рассматриваем их как альтернативу морским. Морем доставлять товары порой дешевле, но точно не быстрее. А железнодорожная инфраструктура совершенствуется и сейчас китайский груз в Московской области можно получить уже через две недели.

Сегодня общая пропускная способность логистических хабов Подмосковья составляет порядка 18% от всего объема внешнего товарооборота в стране. И мы планируем увеличить ее еще как минимум в 1,8 раза. В конце апреля дали старт строительству новой очереди ТЛЦ "Славтрансервис" в Наро-Фоминске. В этом проекте участвуют три страны - Россия, Казахстан и Китай. Пунктом отправки или получения грузов станет Сиань - главный город провинции Шэньси. Это одно из самых популярных направлений для наших грузов и важный логистический хаб. Казахстан будет обеспечивать бесперебойный доступ к своим железнодорожным сетям, что заметно ускорит поставки товаров и разгрузит пути через Забайкалье. Проще говоря, Казахстан обеспечит коридор между Московской областью и Шэньси на своей территории. Это сделает доставку грузов еще более оперативной.

Среди заинтересованных инвесторов - производители автокомпонентов, промышленных роботов, банкоматов, медицинских изделий

Что конкретно везет Подмосковье в Китай?

Екатерина Зиновьева: Если мы говорим о потребительском сегменте, то это в первую очередь продукты питания, которые популярны у жителей Поднебесной - мясо, рыба, сладости, мороженое, напитки. Эти товары на ярмарках и в ретейле раскупают очень быстро. Также китайцы активно приобретают подмосковную косметику и продукцию химической отрасли, изделия из древесины и многое другое. А учитывая объемы рынка в этой стране, наши производители стремятся в ряды экспортеров. Поэтому мы регулярно встречаемся с бизнесом - рассказываем, что пойдет на китайском рынке, а что нет, приглашаем к обмену опытом тех, кто уже успешно экспортирует в КНР свою продукцию. Консультируем, помогаем сделать сертификацию, уделяем внимание даже тому, какую упаковку нужно использовать. В экспорте нет мелочей, особенно когда речь идет об экспорте в Китай. Кстати, нам активно помогают в этой работе специалисты Российского экспортного центра (РЭЦ).

В бизнес-парке "Гринвуд" в Красногорске обосновались офисы 170 компаний из Поднебесной. Фото: Пресс-служба мининвеста МО

Знаю, что в Подмосковье действуют несколько онлайн-сервисов для экспортеров. Расскажите о них подробнее.

Екатерина Зиновьева: Прежде всего совместно с РЭЦ мы сделали бесшовный переход от региональных мер поддержки экспортеров к федеральным и теперь им не нужно бегать по множеству порталов, собирая все положенные им по закону преференции. Далее запустили онлайн-сервис "5 шагов для экспорта", позволяющий компаниям-новичкам быстро и безопасно выйти на рынок международной торговли. Теперь в регионе заработали онлайн-сервисы "Контейнер для МСП" и "Листинг в зарубежных торговых сетях". Первый мы как раз протестировали на китайском направлении, когда в начале года принимали участие в ярмарке российской продукции в провинции Ляонин. Это сервис, решающий логистические проблемы небольших компаний-экспортеров. Второй сервис - "Листинг в зарубежных торговых сетях" - это прямая помощь с выходом в сетевой ретейл зарубежных стран со своей продукцией. Кроме того, у нас работает и региональный Фонд поддержки внешнеэкономической деятельности. Он не только берет на себя расходы, необходимые для эффективной презентации продукции подмосковных производителей на китайских ярмарках или выставках, но и консультирует по вопросам выхода на этот рынок, обрабатывает запросы по отправке и формированию сборных грузов в КНР, размещению продукции в локальных торговых сетях или же выходу на маркетплейсы. К примеру, при его непосредственном участии в начале мая шесть наших производителей приняли участие в Кантонской ярмарке импорта и экспорта в Гуанчжоу. Теперь мы ждем новых экспортных договоренностей.

Спрошу у вас как у практика, работающего с крупным китайским бизнесом. Что привлекает инвесторов из Поднебесной в Подмосковье?

Екатерина Зиновьева: Китайские компании сильно прислушиваются к мнению своего государства и, ведя проекты за рубежом, всегда предпочитают иметь дело напрямую с госорганами. А инвестиционная политика, выстроенная в Подмосковье, предписывает всем органам власти оказывать инвесторам максимальное содействие на всех этапах сопровождения проекта. Как результат, мы видим обоюдный интерес и наших предпринимателей к освоению китайского рынка, и китайских - к выходу на наши торговые и производственные площадки. Сейчас на долю проектов компаний с участием капитала из Китая в Подмосковье приходится свыше 27 миллиардов рублей инвестиций. В перспективе мы ожидаем, что этот объем вырастет вдвое. Но уже сейчас проекты китайских инвесторов в Московской области предполагают создание более 10 тысяч новых рабочих мест.

поделиться
Главные новинки выставки строительной техники СТТ Expo
Представитель авторынка развеял мифы об электрокарах
Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики: Десятая часть инвестиционных проектов относится к сфере туризма
Tunland G7.
Эксперты: Китайская техника дорабатывается под российские условия
Представители грузоперевозочной отрасли обсудили проблемы безопасности перевозок и пунктов АПГВК
Российские заказчики оценили грузовики и технику из Китая