Работы, которые автовладельцы проводят лично, а также услуги частных механиков эксперты оценили в 276,3 млрд руб. В расчет бралась только стоимость самих работ, без учета реализации запасных частей и расходных материалов.
В 2024 году автосервисы планируют поднять цены на свои услуги 10%, а суммарное подорожание за два последних года составит 30%. Увеличение цены связано в первую очередь с ростом стоимости запчастей, отмечает Алексей Голубев, директор автомобильного сервиса "СТО Mоторс версия 2.0". Если раньше 90% суммы в чеке от автосервисов приходилось на оплату услуг, то теперь основная часть приходится на детали, которые постоянно растут в цене.
Основная проблема независимых СТО - это чрезвычайно высокая цена параллельного импорта, указывает Ольга Селезнева, председатель Ассоциации "РАСТО". Траты на логистику сильно возросли в том числе после повышения утилизационного сбора. Услуги сервисов дорожают из-за роста стоимости самих автомобилей. Например, в 2020 году Hyundai Solaris стоил 850 тысяч рублей, а в этом году - уже более 2 млн рублей, уточняет Голубев. Из-за этого параллельный импорт не работает полноценно, и растет количество контрафактной продукции на рынке запчастей. Подделки чаще всего сильно уступают в качестве оригиналам и не соответствуют принятым нормам безопасности.
После массового появления китайских автомобилей на российском рынке возникли новые трудности. Рынок наполнился неизвестными брендами, которые производят запчасти для известных марок на заказ - например, для FAW, BYD, SKP, отметил Голубев. Еще одна проблема заключается в том, что китайские производители выпускают в год одну модель и в следующем переходят на другую. Нет такого постоянства, как у европейских брендов, которые выпускали новую модель раз в 7 лет. Соответственно, возникает дефицит деталей для китайских автомобилей.
У китайских брендов также нет каталогов, потому подобрать нужную запчасть сложно. Из-за этих проблем ремонт китайских автомобилей становится все труднее и дороже с каждым годом.
На рынке также обсуждается возможность использования б/у запчастей, в частности в ремонте по ОСАГО. Применении б/у запчастей может сократить сроки ремонта авто на 80-90%, показало исследование Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ), проведенное по заказу Российского союза автостраховщиков (РСА).
"По статистике РСА, большая часть запчастей, подлежащих замене при ремонте по ОСАГО, - это бамперы, крылья, капот и двери - то есть такие, использование вместо которых б/у запчастей вряд ли сделает автомобиль менее безопасным. Но именно нехватка этих популярных запчастей является причиной снижения доли ремонтов", - рассказал президент РСА и Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Евгений Уфимцев.
Кроме того, по его словам, сейчас из-за ухудшения ситуации с расчетами с рядом дружественных стран поставки новых запчастей еще задерживаются. Во многом решить эту проблему может использование б/у запчастей, полагает Уфимцев.
В исследовании НИИАТ также отмечается, что в международном законодательстве поименован ряд компонентов транспортных средств, относящихся к категориям, которые не должны повторно использоваться при производстве новых транспортных средств. Это, в частности, подушки безопасности, ремни безопасности, сиденья со встроенными ремнями или подушками безопасности, устройства блокировки рулевого управления, электронные блоки управления, системы последующей обработки выбросов, глушители и др.
При замене детали на бывшую в употреблении запчасть последняя не должна ухудшать безопасность транспортного средства. В большинстве стран владельцам предлагается возможность использовать переработанную или бывшую в употреблении деталь, эквивалентную новой оригинальной детали, при ремонте или замене автомобилей, гарантийный срок которых закончился. Гарантийный срок, как правило, составляет не менее 5 лет.