23.05.2024 06:00
Поделиться

Стратегию развития фарминдустрии нужно реализовать в практических решениях

Сегодня уровень внимания государства к фармацевтической отрасли чрезвычайно высок. Выработана единая система взглядов на то, как она должна развиваться. Этому во многом способствовала и пандемия ковида, и начавшаяся специальная военная операция.
Сегодня не только производство, но и дистрибьюция лекарств - это высокие технологии.
Сегодня не только производство, но и дистрибьюция лекарств - это высокие технологии. / РИА Новости

Сложилась система поддержки - государство, как основной заказчик продукции отрасли, определяет, что именно будет закупаться и в каких объемах. Ежегодно расширяются программы льготного обеспечения лекарствами, растет доступность дорогостоящих препаратов. Постепенно складывается национальная система лекарственной безопасности. Трехлетние контракты и централизация закупки ряда препаратов приводят к экономии бюджета. Заранее, в ноябре-декабре, заключаются контракты на поставки на следующий год.

Исчезли традиционные жалобы от населения в январе каждого года на отсутствие лекарств. Но есть и нерешенные вопросы. Предстоит гармонизировать фармрынок в Евразийском экономическом союзе. Этот блок вопросов будет решаться в ближайшие 3-5 лет, он в центре внимания всех, кто занимается лекарственным обеспечением.

Думаю, что и новым составом правительства стратегия не будет изменена, хотя идет дискуссия о том, что необходимо переходить на лекарственное страхование. Но нужно понимать, что это сложная, многоступенчатая задача, которая потребует нескольких лет и гораздо большего финансирования: по разным оценкам, от сотен миллиардов до триллиона рублей дополнительно. И какую бы цифру мы сейчас ни назвали, она будет расти, потому что тогда, естественно, пациенты будут требовать, а врачи выписывать самые дорогостоящие лекарства. Еще одна проблема - мы до сих пор не разорвали порочную цепочку связей между врачами и медицинскими представителями фармкорпораций.

Я думаю, что наш путь - это тактические изменения в системе обеспечения лекарствами, прежде всего социально значимыми. Чтобы мы могли сказать пациенту: вы в любой ситуации получите необходимый вам препарат. Уверенность пациентов в этом - задача номер один для государства.

Важно, что в фармотрасли произошел большой разворот в медицинскую науку. Сегодня минобрнауки уделяет огромное внимание получению результатов фундаментальных научных исследований в фармацевтике. Но не менее важна задача по масштабированию полученных результатов из лабораторной пробирки в промышленное производство. И ее предстоит решать в ближайшем будущем. Для этого нужно, чтобы наука приближалась к производству, чтобы при крупных производственных предприятиях создавались научно-исследовательские центры смешанной государственно-частной формы. Сейчас у нас работает около 550 фармпредприятий. Из них предприятий 30 готовы самостоятельно вести научные исследования, инвестируя в них существенные средства. Остальные к этому не готовы, и программы их доращивания до подобного уровня - это тоже серьезный вопрос. Но только так мы действительно сможем получить производство лекарств полного цикла.

Осенью 2022 года был принят федеральный проект льготного кредитования "Субстанции России". В нем заложены основы, но пока производство субстанций не налажено - это длительный процесс. С точки зрения технологий мы освоили производство любых готовых лекарственных форм, включая высокотехнологичные препараты. И показали, что очень быстро можем развернуть по программе принудительного лицензирования собственное производство их аналогов. Мы уважаем патентное право, но, если зарубежные компании будут прекращать поставки и на кону будет стоять жизнь россиян, мы развернем производство любых лекарств, которые необходимы. Всего один пример: когда зарубежная компания перестала поставлять нам современный препарат для лечения сахарного диабета 2 типа, сразу несколько российских предприятий наладили его производство. Причем по полному циклу, так как у нас есть и производство его субстанции (действующего вещества) и по цене ниже.

В стране постепенно складывается национальная система лекарственной безопасности

Если мы говорим о новой системе лекарственного обеспечения, конечно, это не только ответственность государства. В нее должны войти и частные компании и нести полную ответственность за выполнение государственного задания. Сегодня многие частные предприятия полностью вписались в структуру оборонной промышленности, и никого не смущает, что это частная форма собственности. Эта модель принята во многих развитых странах, а у нас была психологическая боязнь, что выполнять стратегические заказы должны только госпредприятия. Я считаю, что и в лекарствах должно быть точно так же. Необходимо качественное планирование со стороны государства по заказам на новые современные лекарства. Мы научились с этим работать во время ковида. Опыт подсказывает, что двигаться в этом направлении нужно смелее.

Россия способна стать мировым лидером в препаратах для ядерной медицины, в производстве вакцин и сывороток

Россия сегодня способна заявить об экспансии своих лекарств на мировые рынки. Мы можем быть мировым лидером в ядерной медицине, в вакцинах и сыворотках. Это признают и за рубежом, наши препараты уже поставляются в полторы сотни стран. А сегодня мы успешно двигаемся в абсолютно новых направлениях - например, в производстве моноклональных антител и иммунотерапевтических препаратах. Например, у нас есть единственный в мире препарат для лечения лихорадки Денге, которая распространена в Юго-Восточной Азии. Конечно, его будут покупать. Необходимо расширять экспортный потенциал отрасли.

Одна из важнейших задач, которую необходимо решить, - перевод фармы на производство собственных субстанций. Проблемой остается неумелость производственников даже при наличии новых разработок получать поддержку государства. Инструментов поддержки много, но не все умеют даже грамотно составить заявку в тот же Фонд развития промышленности. А банковская система не готова заниматься развитием фармы. Кредиты под 20 процентов годовых - это не развитие, а выживание. Вся прибыль предприятий уходит банкам, и у них не остается средств даже на закупку субстанций.

Конечно, у первых 50 лидеров отрасли все хорошо. У них квалифицированный персонал, наработаны компетенции и доверие. Но я говорю о тех 450, у которых не очень хорошо, которых надо дорастить до такого же уровня, а для этого нужна помощь. Но нельзя раздавать деньги на уровне проекта. Поддерживать надо его реализацию. Построили завод по производству субстанции - давайте 50 процентов стоимости вернем от государства для закупки оборудования. Потому что, когда завод построят, оборотных средств, как правило, может не хватать на полное содержание оборудования. Так нужно дать их - и пусть работают. Вот так государство может участвовать в развитии отрасли.

Второе: в силу дешевизны субстанций из Индии и Китая - а это 80 процентов используемых субстанций - предприятия подчас и не хотят заниматься развитием. Но в Китае производство субстанций поддерживает государство и доплачивает при их экспорте. У нас такой программы нет, наши меры поддержки экспорта - "детский сад" по сравнению с тем, что делают там. И если сегодня мы конкурируем с Азией, то нужно давать инструменты поддержки больше, чем Азия.

Вторая задача - выделять целевые ресурсы и строить производство фармсубстанций. Взять еще 50 предприятий и дорастить их до уровня лидеров. Мы не можем монополизировать производство в одной-двух точках, его нужно рассредоточить, в том числе на Дальний Восток. Мы должны иметь территориальное преимущество по работе с Китаем, с Индией в этом регионе. А у нас пока не получается, китайцы там конкурируют успешнее.

Обязательно нужно ввести государственный контроль на поставку субстанций из-за рубежа. Сейчас входной контроль на границе отсутствует, по статистике ввозимой продукции отмечается ноль брака. Так не бывает в жизни. Спрашивал директоров предприятий: куда деваете брак? Отвечают: перерабатываем, потому что, если даже брак отправишь обратно, государство деньги за ввозную пошлину не возвращает.

Мы уважаем патентное право, но если на кону будет стоять жизнь россиян, развернем производство любых необходимых лекарств

Стоит также задача не допускать удорожания лекарств, а производство субстанции - это самая большая доля в себестоимости. Как это переломить? Есть несколько путей. Прежде всего производить самим то, что сегодня не производят в Китае и Индии. Например, у них сейчас начались перебои с выпуском генно-инженерных препаратов, потому что субстанции для них производят в Европе и США, и себестоимость там стала запредельной.

Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Татьяна Батенёва

Программа "Субстанции России" хорошо прописана по блокам, по деньгам. Но сложилось ощущение, что она рассчитана на пятьдесят лидеров отрасли. Конечно, на них надо опираться. Но и другие предприятия не забывать, находить возможности для их поддержки и подготовки для них кадров. Научная школа по химическим технологиям, по биологии у нас хорошая, отличная молодежь растет в этих университетах. Но чтобы они потом не уезжали за рубеж, необходима дополнительная программа поддержки молодых кадров.

Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Татьяна Батенёва

А в целом государственная система закупок лекарств, межрегиональных и региональных закупок, аптечные поставки, производство готовых форм, субстанций, медицинская наука - все это должно быть связано одной программой. Сегодня все это разорвано. Если смотреть стратегически, нужно решиться на создание единого центра управления лекарственным обеспечением, которое сегодня разделено на несколько федеральных ведомств. Лекарства - это слишком серьезная сфера для государства, для здоровья россиян, поэтому задачу нужно решать в централизованной координации.

Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Татьяна Батенёва