Правые празднуют свой успех во Франции, где сокрушительное поражение потерпели "макронисты". Не только во Франции крайне правые праздновали в воскресенье вечером. В Германии и Австрии правые популистские партии добились ошеломляющих успехов на европейских выборах, что, вероятно, осложнит законотворчество в ЕС и поставит вопросы в главном законодательном органе Европы по поводу целесообразности дальнейшей поддержки киевского режима.
Во Франции Эмманюэль Макрон назначил досрочные выборы в законодательные органы после сокрушительного поражения своих союзников от крайне правой партии "Национальное объединение" Марин Ле Пен, а в Германии у коалиции Олафа Шольца была плохая ночь, поскольку крайне правая "Альтернатива для Германии" (АдГ) добилась значительных успехов.
Выборы в Европейский парламент в этом году стали первыми с момента выхода Британии из ЕС. В общей сложности более 360 миллионов европейцев голосовали за то, чтобы выбрать 720 членов Европарламента. За ходом голосования в этом году пристально следили во всем мире. По прогнозам, высокие результаты на выборах ультраправых, националистов и евроскептиков могут переформатировать альянсы в парламенте и кардинально изменить будущее европейского блока.
Партия Марин Ле Пен доминировала в опросах во Франции: "Национальное объединение" (RN) набрало в итоге около 32 процентов, что примерно в два раза больше, чем проевропейская центристская партия президента Эмманюэля Макрона, которая получила около 15 процентов. Это абсолютно худший результат для правящей партии Франции в истории. На этом фоне Макрон, который позиционировал себя как защитник Украины и друг Зеленского, распустил Национальное собрание и назначил досрочные выборы после огромного успеха крайне правых. Макрон объявил, что первый тур выборов в парламент состоится 30 июня, а второй - 7 июля, сообщает Daily Mail.
Согласно предварительным результатам, Христианско-демократический союз/Христианско-социальный союз, находящийся сейчас в оппозиции в ФРГ, получил решающее преимущество, набрав 30,9 процента голосов. Правая АдГ получила 14,2 процента по сравнению с 11 процентами в 2019 году, несмотря на множество скандалов, уточняет Guardian. При этом АдГ победила на выборах на территории бывшей ГДР. Социал-демократическая партия (СДПГ) Шольца опустилась до 14,6 процента, что хуже, чем ее самый слабый результат за всю историю в 2019 году. "Зеленые", занявшие второе место в 2019 году с 20,5 процента, "упали" на четвертое место с 12,8 процента. Совокупный результат трех партий в правящей "коалиции светофоров Германии" во главе с СДПГ едва превысил 30 процентов. Оппозиция Германии призвала Шольца поставить вопрос о вотуме доверия его правительству, однако в отличие от Макрона немецкий канцлер пока молчит.
Позиция итальянского премьер-министра Джорджии Мелони как возможного "создателя королей" была подтверждена экзитполами, которые показали, что ее крайне правая партия "Братья Италии" набрала 26-30 процентов голосов, уверенно опередив своих левоцентристских соперников на 21-25 процентов. Избирательные участки в Италии закрылись в 23 часа (0 мск), позже всех в Европе.
В Австрии, тем временем, ультраправая Партия Свободы заняла первое место с 25,7 процента, опередив консервативную Народную партию и Социал-демократов с 24,7 процента и 23,2 процента соответственно. В Нидерландах крайне правая партия Герта Вилдерса была второй после альянса левых зеленых: она набрала 17 процентов голосов, а альянс левых зеленых, возглавляемый бывшим вице-президентом Еврокомиссии Франсом Тиммермансом, - 21,1 процент.
Партия венгерского премьера Виктора Орбана "Фидес" заняла первое место с 43,7 процента. Новая партия-претендент, возглавляемая бывшим лоялистом, ставшим критиком Орбана, Петером Мадьяром, получила 30,7 процента голосов. В Греции на европейских выборах правящая партия потеряла голоса, а правые партии укрепили свои позиции.
Европейский Союз, корни которого лежат в разгроме нацистской Германии и фашистской Италии, на протяжении десятилетий сохранял жесткое право на периферию политики. Благодаря сильным результатам на этих выборах крайне правые теперь могут стать крупным игроком в политике, начиная от миграции и заканчивая безопасностью и климатом, заключает Associated Press. Сдвиг вправо в Европейском парламенте может затруднить принятие нового законодательства, которое может потребоваться для реагирования на вызовы безопасности, влияние изменения климата или промышленную конкуренцию со стороны Китая и США, отмечает со своей стороны Reuters. Однако то, каким именно влиянием будут обладать правые партии евроскептиков, будет зависеть от их способности преодолевать свои разногласия и работать вместе. В настоящее время они разделены между двумя разными фракциями, а некоторые партии и законодатели пока находятся за пределами этих группировок. Евроскептические националистические группы ECR и Identity and Democracy (ID), а также крайне правые законодатели, еще не входящие в политическую семью ЕС, из немецкой АдГ получили вместе 146 мест, что означает прирост в 19 депутатских кресел.
Партии, входящие в правоцентристскую Европейскую народную партию (ЕНП), по прогнозам, останутся крупнейшим блоком в пяти странах, включая Германию и Грецию. ЕНП, которая победила в Испании и Польше, получила наибольшее количество мест, что повысило шансы ее главного кандидата Урсулы фон дер Ляйен на второй срок на посту президента Европейской комиссии. ЕНП получает 191 из 720 мест в Европарламенте на фоне ощутимого провала "Зеленых", которые могут рассчитывать на не более 10 процентов мест вместо 20 процентов, как сейчас. Вместе с тем, "Зеленые" увеличили свои показатели в Хорватии, Словении, Латвии и стали крупнейшей партией в Дании. Левоцентристские социалисты и демократы готовы стать второй по величине политической силой в Европарламенте, даже несмотря на то, что они потеряли четырех законодателей и в итоге получили 135 депутатских мандатов, отметили эксперты.
"В центре остается большинство за сильную Европу, и это имеет решающее значение для стабильности. Другими словами, центр держится", - сказала фон дер Ляйен. По ее словам, крайние левые и правые получили поддержку, что возлагает "большую ответственность на партии в центре". Фон дер Ляйен заявила, что с понедельника она обратится к "большим политическим семьям", которые сформировали ее платформу, но не ответила на вопросы о том, может ли она включать в себя "Зеленых". Ранее глава Европейской комиссии исключала возможность сотрудничества с ультраправой группой европейских консерваторов и реформистов (ECR), возглавляемой Джорджией Мелони. Однако, возможно, фон дер Ляйен будет нуждаться в поддержке со стороны некоторых правых националистов, чтобы обеспечить парламентское большинство, например, предоставляя Мелони и ее союзникам из ECR больше рычагов влияния, что может расстроить других потенциальных союзников.
Как отмечают наблюдатели, заявка фон дер Ляйен на переизбрание также потребует сложного балансирования, поскольку ей необходимо заручиться поддержкой как минимум 361 нового члена парламента. Это голосование, вероятно, будет трудным, поскольку 10-15 процентов депутатов Европарламента обычно не голосуют за ту группу, от которой они были избраны в транснациональный законодательный орган.
Социалисты получили наибольшую долю голосов на Мальте, в Румынии и Швеции, помогая левоцентристам сохранить свою позицию второй по величине группы в парламенте, хотя и гораздо более слабой, чем в 1990-е годы, когда они возглавляли гораздо больше правительств в Старом Свете.