В пояснительной записке говорится, что документ вводит запрет на навязывание продавцами любых услуг, работ или товаров, а также установку автоматического согласия покупателей на их приобретение.
Отмечается, что это стало одной из самых распространенных недобросовестных практик. Например, при онлайн-покупке авиа- и железнодорожных билетов в основном договоре часто бывает заранее проставлено согласие на заключение договора добровольного страхования. Также часто в квитанциях за жилищно-коммунальные услуги гражданам предлагают оплатить иные услуги, в том числе за кабельное телевидение, консьержа, страхование имущества. При этом возможности внести оплату только за жилищно-коммунальные услуги нет.
"Проблема навязывания потребителю дополнительных услуг за отдельную плату имеет большое общественное и социальное значение, поскольку такие действия зачастую основаны на манипулировании, угрозе применения к потребителю негативных последствий, в том числе отказе в заключении договора, неприменении скидки на товар или услугу, взыскании с потребителя убытков или неустойки", - отмечают в Роспотребнадзоре. Новый закон может вступить в силу в сентябре следующего года.
"В статье 16 Закона "О защите прав потребителей" говорится, что продавец не вправе без получения согласия потребителя выполнять дополнительные работы (оказывать дополнительные услуги) за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, вправе потребовать от продавца возврата уплаченной суммы. Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ за плату оформляется продавцом в письменной форме. Обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельства, в силу которого такое согласие не требуется, возлагается на продавца", - поясняет председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.
Он отмечает, что законопроект предлагает новую формулировку этой нормы - более детальную. "Это должно улучшить понимание потребителями ее применимости в ситуациях, когда навязывание допуслуг имеет наиболее массовый и, увы, привычный для нас характер (как страховка при покупке авиа- и ж/д билетов или заявка на получение кредита), а также способствовать единообразию ее применения при защите прав потребителей", - уточняет Шелищ.
Управляющий партнер компании "Русяев и партнеры" юрист Илья Русяев добавляет, что крупные компании могут навязывать свои условия, злоупотребляя монопольным положением на рынке. "Именно поэтому законодательное закрепление запрета на навязывание дополнительных услуг является необходимой мерой, направленной на защиту прав и интересов потребителей. Это позволит повысить прозрачность сделок и устранить элементы обмана. Потребители будут четко понимать, за что они платят", - констатировал юрист.