19.06.2024 20:20
Поделиться

Дефицит горничных угрожает сохранению статуса отелей

Горничные и повара стали самыми востребованными специальностями в гостинично-туристической отрасли. Дефицит линейного персонала в туризме наблюдался еще в прошлом году, а в этом усилился из-за оттока иностранной рабочей силы. При этом наличие достаточного количества сотрудников напрямую влияет на звездность отеля.
iStock

Недостаток персонала может мешать подтверждению звездности отеля и его функционированию. "Если мы говорим о пятизвездочных отелях, то уборка в их номерах должна проводиться ежедневно, и руководству отеля нужно понимать, хватит ли сотрудников для этого", - говорит Христофор Константиниди, директор НИИ Экономики и управления устойчивым развитием туризма СГУ.

Число вакансий в сфере туризма за год увеличилось почти на 30%, сообщили в SuperJob. Дефицит в отрасли усиливается из-за роста нагрузки на инфраструктуру для путешествий на фоне роста популярности внутреннего туризма. Становится больше отелей, для их обслуживания требуется больше персонала. Кроме внутреннего туризма активно развивается въездной. Большие города, такие как Москва, становятся летом интересны туристам из Китая и Ближнего Востока, говорит Константиниди.

Максимальные зарплаты горничных достигают в этом сезоне 120 тысяч рублей

Если раньше проблема дефицита кадров больше была актуальна для регионов, то сегодня это уже проблема таких туристических городов, как Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Калининград, рассказывает Роман Гареев, доцент кафедры гостиничного и туристического менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Самых востребованных линейных сотрудников становится меньше из-за оттока мигрантов из страны, говорит Христофор Константиниди. На рядовых позициях в отелях работает большое количество иностранных сотрудников, даже в пятизвездочных отелях, и их количество снижается из-за невыгодного курса рубля и восстановления экономики в их родных странах.

Самыми востребованными сотрудниками в ресторанном бизнесе стали повара, а в отельном - горничные. Отельеры активно включаются в "зарплатную гонку". Средняя зарплата повара сегодня составляет 70 тыс. рублей. Но специалистам с высокой квалификацией готовы платить по 200 тыс. рублей в месяц. Горничные и уборщики номерного фонда получают по 50-60 тыс. рублей в месяц, максимальные их зарплаты составляют в этом сезоне 90-120 тыс. рублей. Требований со стороны персонала становится больше, они все чаще оценивают не только уровень потенциальных доходов, но и адекватность руководства, а также близость места работы от дома. А требований со стороны работодателей - меньше. От сотрудников реже ждут наличия навыков, не относящихся напрямую к выполнению обязанностей, к примеру, знания языков. Также готовы рассматривать больше кандидатов без опыта.

Есть практика привлечения сезонного персонала, говорит Христофор Константиниди. Однако это чаще всего неквалифицированный персонал, трудоустройство которого грозит потерей качества оказываемых услуг. Поэтому отели стараются не превышать долю в 40% сезонных сотрудников. Справиться с дефицитом кадров позволяет оптимизация графиков уборки, а также трудоустройство студентов как профильных, так и непрофильных учебных заведений. Сейчас всего несколько регионов занимаются трудоустройством студентов в сфере гостеприимства, и эту практику можно развивать, увеличивая число работающих студентов.