Оглавление

В 2022 году Федеральная таможенная служба обнаружила 8,2 миллиона контрафактных товаров при проведении контроля. В 2021 году этот показатель был ниже на 1 миллион, поэтому ситуация с контрафактом по-прежнему угрожает правообладателям.

Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) - это инструмент, который помогает остановить контрафакт уже на границе. Компании, которые хотят обезопасить себя и свою репутацию, могут внести в реестр товарные знаки.

Рассказываем, что это за реестр, почему он помогает предпринимателям и как включить в него свой товарный знак.

Поможем внести товарный знак в ТРОИС

Что такое ТРОИС

ТРОИС - это список товарных знаков и других зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности. Кроме логотипов, в него можно добавить:

  • знаки обслуживания
  • наименования мест происхождения товаров
  • иные объекты авторских прав.

Реестр электронный, доступ к нему открыт для всех бесплатно. Объекты в ТРОИС вносит таможенный орган по заявлениям правообладателей.

Основная задача ТРОИС - предотвращение нарушений в сфере интеллектуальной собственности. С помощью реестра предприниматели могут обезопасить себя от конкурентов, которые ввозят контрафактную продукцию под чужими товарными знаками без надлежащих документов, например, без лицензионного договора с правообладателем или партнерского соглашения.

Используя ТРОИС, таможня отслеживает:

  • нелегальный импорт - ввоз поддельной продукции, на которой есть символика, идентичная зарегистрованным товарным знакам. Если логотип не абсолютно совпадает со знаком, но схож с ним до степени смешения, таможня также вправе задержать его выпуск - например, кроссовки с логотипом Abibas;
  • "серый" импорт - ввоз оригинальных товаров компаниями, которые не были уполномочены на это, поскольку не заключали договор с официальным представителем бренда на территории страны.

Что происходит, если таможня нашла контрафакт с помощью ТРОИС

Поставщик, который импортирует продукцию с логотипом, включенным в ТРОИС, должен иметь на это право - оно подтверждается договором с правообладателем или лицензиатом. Если он не заключал такого договора, таможенные органы активируют защитный механизм. Товары замораживаются ФТС на 10 дней, а о попытке незаконного импорта сообщают правообладателю.

Если правообладатель подтверждает законность ввоза, таможня выпускает товары на рынок в установленном порядке. Если же владелец бренда понимает, что не заключал договоры с поставщиком, и товар ввозится незаконно, он сообщает об этом таможенным органам.

Они, в свою очередь, составляют протокол о привлечении поставщика к ответственности - ему придется заплатить штраф. Правообладатель может потребовать у поставщика компенсацию за то, что он использовал чужой товарный знак без законных оснований. Такое право ему дает п. 4 ст. 1515 ГК РФ. Сделать это можно через суд, предварительно направив претензию.

Внести знак в ТРОИС можно и после выявления контрафакта, чтобы предотвратить будущие нарушения. Так патентное бюро "Гардиум" помогло крупной транспортной компании в борьбе с незаконным ввозом товара в Россию.

Юристы бюро оперативно собрали доказательства нарушений, подали документы в ФТС и смогли предотвратить дальнейшее распространение контрафакта под брендом общества.

Как ТРОИС может помочь бизнесу

С помощью внесения объектов интеллектуальной собственности в таможенный реестр компании могут:

Предотвратить ввоз контрафакта. Как мы уже описывали выше, таможня проверяет бренды импортируемых товаров на предмет их присутствия в ТРОИС.

Если бренд есть в реестре, а документов нет, таможенные органы начинают проверку, руководствуясь специальными методическими рекомендациями. Однако, если правообладатель не внес товарные знаки в реестр ранее, у таможни отсутствует данный инструмент контроля, и вероятность того, что контрафакт попадет на рынок, повышается.

Договориться о сотрудничестве и увеличить доход. Если таможня выяснит, что на товары нанесен логотип, внесенный в реестр, она отправляет уведомление и правообладателю, и поставщику. В уведомлении поставщику есть контактные данные, по которым он может связаться с владельцем бренда.

В ряде случаев компании, заинтересованные в продолжении поставок, но на законных основаниях, договариваются с правообладателями и заключают договоры, чаще всего лицензионные.

В соответствии с условиями договоров они получают право законно ввозить брендированную продукцию, а правообладатель - дополнительный доход в виде роялти.

Обезопасить репутацию бренда. Это логичное следствие того, что на рынок будет попадать меньше контрафактных товаров под товарным знаком компании. Соответственно, преобладающая часть брендированной продукции пройдет контроль качества самого правообладателя, а потребители с большей долей вероятности будут удовлетворены.

Сэкономить время и деньги. Включить объект интеллектуальной собственности в реестр можно бесплатно, максимум, за что вы заплатите - услуги по юридическому сопровождению. Срок рассмотрения - не более 3 месяцев.

В случае если контрафакт проникнет на рынок, компании придется потратить непрогнозируемое количество времени и ресурсов на сбор доказательств, претензию и судебные разбирательства. За обращение в суд, помимо прочего, нужно будет заплатить госпошлину, а услуги судебных юристов стоят дороже, чем сервис по сопровождению включения в ТРОИС.

Как внести товарный знак в ТРОИС самостоятельно

Прежде чем вносить товарный знак в ТРОИС, обязательно зарегистрируйте его в Роспатенте. Без свидетельства о регистрации ФТС отклонит заявление.

1. Заполните заявление - рекомендуем использовать форму, утвержденную в приложении №1 к регламенту ФТС.

Заявление включает следующие сведения:

  • фирменное наименование или ФИО правообладателя

Если заявление подает представитель, нужно указать и его данные, а также реквизиты доверенности / иного документа, на основании которого представитель выступает в интересах правообладателя.

  • вид и описание объекта интеллектуальной собственности, данные о котором вносятся в реестр - например, словесный товарный знак "Ясно солнышко", свидетельство №443556 от 01.02.2023;
  • перечень приложений;
  • подпись, дата, данные подписанта.

2. Приложите к заявлению документы по списку из п. 21 регламента ФТС.

Регламент выделяет две группы документы:

  • обязательные - предоставляются для любых объектов интеллектуальной собственности;
  • дополнительные - зависят от вида объекта.

К обязательным документам относятся:

  • доверенность - если от имени правообладателя в ФТС обращается представитель;
  • обязательство правообладателя возместить поставщику ущерб, который может возникнуть в связи с задержкой товаров на таможне - рекомендованная форма есть в приложении №5 к административному регламенту;
  • устав, свидетельство о регистрации или лист записи ЕГРЮЛ, приказ о назначении единоличного исполнительного органа;
  • выписка из ЕГРЮЛ или копия паспорта, если правообладатель - физическое лицо.

Кроме того, заявитель может направить в ФТС договор страхования ответственности за потенциальный ущерб поставщика, если он его уже оформил. Застраховать ответственность нужно в любом случае до внесения объекта в ТРОИС.

Пакет дополнительных документов зависит от вида объекта интеллектуальной собственности. Если каких-то документов из списка у вас нет, например, вы не заключаете лицензионные договоры, предоставлять их, соответственно, не нужно.

ДокументОбъекты авторского праваОбъекты смежного праваТоварные знакиНаименования места происхождения товара
Свидетельство о регистрации ПО+


Свидетельство на товарный знак

+
Документ о депонировании экземпляра++

Выписка из реестра ПО+


Справка об объектеПо данным из реестра ПОПо данным из реестра ПОПо данным из реестра ТЗПо данным из реестра наименований мест происхождения товара
Документы об отчуждении исключительного права ИЛИ документы, подтверждающие переход без права договора+++
Для служебных произведений: трудовой или иной договор между работодателем и автором++

Документы, подтверждающие, что объект опубликован законно
+

Лицензионный договор+++
Договор авторского заказа++

Договор коммерческой концессии

+
Заключения экспертов++

Свидетельство о праве использования наименования места происхождения товара


+
Образцы экземпляров произведения++

Нужны либо оригиналы документов, либо копии. Оригинальными считаются и документы, которые вы подписали усиленной квалифицированной электронной подписью, если подавали заявление онлайн.

Если вы предоставляете копии, сначала заверьте их самостоятельно или у нотариуса. Таможенный орган может в таком случае запросить у вас оригиналы - так он проверяет подлинность копий.

Пошлину платить не нужно, подача заявления бесплатная.

Кроме обязательных документов, вы можете приложить доказательства фактов нарушения ваших прав, то есть распространения контрафактной продукции.

Несмотря на то, что предоставлять указанные доказательства по регламенту - это ваше право, а к обязательным они не относятся, на практике ФТС уделяет особое внимание именно им.

Если вы докажете, что право на бренд уже нарушается, и контрафактная продукция поступает в Россию, вероятность одобрения заявки значительно возрастет.

В сборе доказательств вам помогут опытные юристы, которые работали с подобными случаями не один раз и точно знают, какие именно документы удовлетворят таможенные органы.

3. Подайте документы в ФТС любым удобным способом:

  • лично по адресу: 121087, Москва, ул. Новозаводская, д. 11/5
  • по почте, адрес аналогичный;
  • в электронном виде через Госуслуги или сайт ФТС - если у вас есть усиленная квалифицированная электронная подпись.

4. Ожидайте, пока ФТС рассмотрит заявление.

По регламенту служба должна принять решение в течение месяца, а если нужны дополнительные документы, срок может увеличиться. Максимальный период рассмотрения - 3 месяца.

Однако на практике ФТС может рассматривать документы и гораздо дольше, обычно при содействии юристов процесс занимает 4-5 месяцев.

5. Получите решение ФТС на бумаге или в электронном виде

Таможня может включить объект в реестр - тогда вам направят соответствующее решение - или отказать во включении.

Отказ возможен по ряду причин:

  • вы не подтвердили, что объект действительно принадлежит вам - например, не предоставили нужные договоры;
  • вы предоставили не все данные или исказили их;
  • вы не дали обязательство о возмещении ущерба поставщику или не застраховали свою гражданскую ответственность;
  • вы не ответили на запрос ФТС и не направили дополнительные документы.

Как проверить включение объекта в ТРОИС

Зайдите на страницу реестра и заполните регистрационный номер - другие поля можно оставить пустыми.

Если объект внесен в реестр, вы увидите на экране его карточку. Лучше проверять через пару дней после уведомления.

На какой срок товарный знак вносят в ТРОИС

У владельца бренда есть право указать в заявлении срок, на который знак вносят в ТРОИС. Однако есть ограничения - не больше 3 лет и срока действия исключительного права.

То есть если исключительное право истекает через 5 лет, то объект внесут в ТРОИС не больше, чем на 3 года.

Это не значит, что по истечении 3 лет знак потеряет защиту навсегда - вы можете продлевать срок сколько угодно, но каждый раз максимум 3 года. Для этого подайте специальное заявление - форма есть в приложении №2 регламента. Сделать это нужно не позднее, чем за 2 месяца до окончания срока охраны.

ТРОИС Казахстана

Российские компании могут внести свои товарные знаки не только в ТРОИС РФ, но и в таможенный реестр Казахстана. Это будет полезно, если, например, основные поставки - из Китая, и импорт проходит транзитом через территорию соседнего государства.

Обязательное условие включения логотипа в ТРОИС Казахстана - регистрация этого товарного знака на территории Казахстана по правилам местного законодательства. Если не зарегистрировать логотип до подачи заявления, госорганы Казахстана отклонят его.

Способов подачи заявления два - онлайн или лично в Комитет государственных доходов.

Что нужно направить

  1. Заявление по утвержденной форме
  2. Свидетельство о регистрации знака в Казахстане - если такого документа нет, подойдет выписка из реестра
  3. Если вы приобрели знак, а не разработали самостоятельно, или используете по лицензии, предоставьте договор отчуждения прав или лицензионный договор
  4. Доверенность - если от вашего имени документы подает представитель
  5. Обязательство о возмещении убытков, возникших в результате задержания товаров на таможне
  6. Договор страхования ответственности владельца логотипа
  7. Описание отличий зарегистрированного знака от поддельного

Для того чтобы воспользоваться онлайн-подачей заявления на портале, потребуется электронная подпись.

Включают в реестр бесплатно, срок - 20 рабочих дней. Если вы предоставили не все обязательные документы, не подтвердили права на знак или не зарегистрировали его на территории Казахстана, вам откажут.

Внести знак в реестр можно на 2 года. Как и в России, этот срок можно бесконечно продлевать по аналогичной процедуре.

Чтобы все прошло без проблем, рекомендуем обратиться к опытным юристам. Патентное бюро "Гардиум", например, давно работает в сфере включения товарных знаков в ТРОИС РФ и Казахстана. Специалисты бюро знают все подводные камни и требования таможенных органов и помогут оформить документы так, чтобы внести знак в ТРОИС с первого раза в минимальные сроки.

Оставить заявку на консультацию эксперта по ТРОИС

Выводы

  1. ТРОИС защищает репутацию правообладателей и помогает сократить количество контрафакта на рынке.
  2. Включить в ТРОИС можно только зарегистрированные объекты исключительных прав.
  3. Услуга бесплатная, в России занимает около 4 месяцев, в Казахстане - 1 месяц.
  4. Вместе с обязательными документами рекомендуем подавать в таможенный орган доказательства нарушений, если они были - это повышает шансы на успешное внесение объекта в ТРОИС.
  5. Опытные юристы помогут вам собрать все необходимые документы, будут контролировать процесс рассмотрения заявления и общаться с таможней самостоятельно.
Реклама, ООО "ФПБ "Гардиум", ИНН 7721854322
erid: F7NfYUJCUneLsWT5LZEE
Классы МКТУ: что это и как определить для регистрации товарного знака
20.06.2024
Что такое товарный знак, зачем он бизнесу и как его зарегистрировать
21.05.2024
Защита товарного знака от конкурентов
21.05.2024
Зарегистрировать бренд как товарный знак
26.04.2024