Большая часть заданий ЕГЭ требует глубокого анализа и мышления, а не угадывания ответов
Виктор Болотов - о законопроекте об отмене ЕГЭ
Владимир Трефилов / РИА Новости
02.07.2024 17:06
02.07.2024 17:06
Поделиться
Госдума в октябре собирается в первом чтении рассмотреть законопроект об отмене ЕГЭ. На мой взгляд, все аргументы, почему это необходимо, не выдерживают критики. Начну с самого эмоционального: говорят, что из-за ЕГЭ якобы растет число суицидов среди выпускников школ. Все мы знаем, что любые экзамены - это стресс. И неважно, в форме ЕГЭ его сдают или нет. Япония и Южная Корея - в лидерах по числу суицидов среди выпускников школ, а никакого ЕГЭ там нет и в помине. В нашей стране и до ЕГЭ были подобные случаи тоже. Это трагедии, и сводить это к ЕГЭ нельзя.

Критики говорят, что коррупция с приходом ЕГЭ с уровня выпускных-вступительных экзаменов переместилась в олимпиады. Так давайте бороться с коррупцией на олимпиадах, при чем здесь ЕГЭ?

Еще одно. Авторы законопроекта пишут о том, что ответы на ЕГЭ - это бездумные галочки в клеточках. Сразу видно, что они в глаза не видели современных экзаменационных материалов. Это классическая история "Пастернака не читал, но осуждаю". Любой близкий к ЕГЭ человек - учитель, организатор, да и сам выпускник - скажет: большая часть заданий ЕГЭ сегодня требует глубокого анализа темы и именно мышления, а не угадывания ответов.

Если отменим ЕГЭ. Резко сократится возможность поступления в ведущие вузы страны для талантливых и мотивированных ребят из окраин и сельской местности. Далеко не у всех семей есть деньги, чтобы просто рискнуть и поехать в Москву или Санкт-Петербург или просто в региональный центр, чтобы сдать экзамен. И еще один момент. Уберем ЕГЭ - при вузах снова развернутся платные подготовительные курсы, которые будут резко повышать возможность успешной сдачи экзаменов для школьников, которые на эти курсы ходили.

Сегодня очень много онлайн-сервисов, причем бесплатных, которые помогают готовиться к ЕГЭ. Любой человек с компьютером и интернетом может "прокачивать" свои знания, используя эти сервисы. А если в каждом университете будут свои правила поступления, свои экзамены, то, очевидно, толку в таких бесплатных сервисах уже не будет. Расплодятся платные курсы и те же репетиторы.

Говорят, с ЕГЭ увеличились траты семей на переезд и оплату жилья детям, если они поступили в университет другого региона. Но это все же личное дело каждой семьи. А дело государства - строить такие кампусы, чтобы в них мест хватило всем и условия чтобы были достойные. Чтобы родителям не приходилось снимать квартиры. И государство этим занимается, возводя кампусы мирового уровня.

Честно: не верится, что закон пройдет. Только весной было поручение президента по усовершенствованию ЕГЭ путем пересдач, которые будут 4 и 5 июля. Поручение выполнено. И после этого отменять ЕГЭ? По меньшей мере, не логично.

Совершенствовать дальше - да. Как? Возможно, стоит посмотреть в сторону перевода ЕГЭ в компьютерный формат. Здесь есть технические сложности, но со временем они решаемы. Не нужно будет никаких пунктов проведения ЕГЭ, выпускник приходит в школу и просто садится за компьютер. Конечно, с сопровождением, с доверенными лицами, с системой контроля - прокторингом. Это будет гораздо доступнее, и дешевле, и комфортнее. И еще одна идея, которая уже успешно реализована на экзамене по математике: два уровня ЕГЭ - база и профиль. Считаю, что и по русскому языку нужно сделать также. Базовый уровень - обязательный для всех, а профиль - по выбору, для тех, кто дальше пойдет по литературному пути.

Виктор Болотов
руководитель Центра психометрики и измерений в образовании Института образования ВШЭ, профессор
Поделиться