04.07.2024 21:30
Поделиться

Почему в кубанской полиции стремятся избавиться от полковника Бараковского

И снова над полковником нависла угроза увольнения. Четвертый кассационный суд общей юрисдикции удовлетворил жалобу кубанского главка МВД на решение судов двух инстанций, восстановивших его на службе.
Владимир Бараковский: Я вырос на земле, и она меня спасла в трудную минуту, не дав сломаться.
Владимир Бараковский: Я вырос на земле, и она меня спасла в трудную минуту, не дав сломаться. / Владимир Аносов/РГ

Гражданское дело возвращено в Первомайский районный суд Краснодара, удовлетворивший больше года назад иск о признании незаконной и отмене заключения служебной проверки.

За непростой судьбой Владимира Бараковского газета следит уже несколько лет (см. "РГ" "Честь имею!" от 27. 05.2021 года, "Защита Бараковского" от 31.05.2021 года, "Полковник, в строй!" от 10.05.2023 года). В публикациях все ясно и достоверно рассказано и о причинах конфликта, и о фальсификации данных, и о сложности восстановления доброго имени. Никто изложенные факты не опроверг.

Присягой не торгую

Напомню коротко. Когда Бараковский возглавил УВД по Новороссийску, то замначальника управления собственной безопасности ГУ МВД по краю полковник Дмитрий Фролов предложил ему закрыть глаза на игорный бизнес и выполнять его прочие "нужные для дела" просьбы. А получив, так сказать, отлуп, организовал проверку. Его подчиненные рыли компромат упорно, даже выявили, что давно умерший отец Бараковского пользовался служебной машиной. Материалы этой проверки стали основанием для увольнения полковника "в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел" и переданы в следственные органы, где возбудили сначала одно, а затем второе уголовное дело, причем по одним и тем же фактам.

Расследование продолжалось долго, но в итоге следователи СК РФ разобрались, прекратив оба дела за отсутствием состава преступления и с правом на реабилитацию.

К этому времени под уголовную статью попал сам Фролов за участие в преступном сообществе и широкомасштабном мздоимстве, организованном на федеральной трассе "Кавказ", причем изобличили его не кубанские, а федеральные коллеги. Среди подельников Дмитрия Фролова - ряд ответственных сотрудников краевого главка, райотделов МВД, а также рядовые полицейские. В мае прошлого года резонансное дело передали для рассмотрения в Ленинский районный суд Ростова-на-Дону, но приговор, как мы выяснили, пока не вынесен. А полковнику Бараковскому после прекращения в отношении него возбужденных по навету уголовных дел удалось добиться отмены приказа о своем увольнении.

За шесть лет поставить под сомнение объективность проверки, проведенной по заказу действительно опорочивших честь мундира сотрудников, никто в краевом главке так и не удосужился

Суд, правда, со второй попытки пришел все-таки к выводу, что были "созданы искусственные основания для прекращения служебной деятельности Бараковского В.М.". И его увольнение с занимаемой должности начальника УМВД России по городу Новороссийску было признано незаконным. 3 мая прошлого года Первомайский районный суд восстановил полковника в должности с указанием "обратить решение к немедленному исполнению".

Отказавшись от всех материальных и моральных компенсаций за вынужденный прогул в связи с незаконным увольнением, он тут же вернулся в строй. Правда, к работе приступил не в структурах МВД Кубани, где до этого верой и правдой прослужил 30 лет, а в соседнем регионе, где сейчас исполняет обязанности начальника управления учетно-заградительной системы в МВД России по СКФО. На нее возложены задачи по выявлению и пресечению незаконного оборота контрафактной продукции, оружия, боеприпасов, наркотических средств и психотропных веществ, на выявление и задержание лиц и автотранспортных средств, находящихся в розыске. По отзывам начальства, претензий к нему нет. Как и прежде, служит честно и добросовестно.

Но вот в краевом главке МВД кому-то неймется. Возможно, коллегам Фролова, возможно, тем, кто больше заботится о своей карьере, или... Не буду гадать. Во всяком случае, буквально под занавес отведенного законом срока на обжалование краевой главк МВД обращается в Четвертый кассационный суд с жалобой на решение Первомайского районного суда от 3 мая 2023 года, который восстановил Бараковского на работе, и апелляционное определение судейской коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 января 2024 года, что оставил это решение в силе.

Мотив? Якобы неправильное применение и нарушение норм материального и процессуального права. Ни больше ни меньше.

А еще интереснее, как главк пытается на этот раз избавиться от офицера-профессионала, с честью прослужившего в органах МВД свыше 30 лет, заслуги которого в борьбе с преступностью отмечены ведомственными медалями и нагрудными знаками, многочисленными поощрениями.

Честь мундира?

Внимательно читаю кассационную жалобу. И начинаю понимать, что в юридической службе сидят люди, скажем мягко, хорошо подкованные и знающие толк, как под видом соблюдения законности и объективности восстановить не справедливость, а доказать, что полковник Бараковский уволен правильно и обоснованно.

Нет смысла пересказывать объемную кассационную жалобу, хотя она любопытна с точки зрения отстаивания чести мундира и двойных стандартов. Ее суть сводится, на мой взгляд, к двум важным положениям. Переплетая свое желание ссылками на законы, представитель краевого главка утверждает, что нормы Трудового кодекса РФ не применимы к спорным правоотношениям сотрудников органов внутренних дел. Они, дескать, регулируются положением специального законодательства и в том числе законом о службе в органах внутренних дел.

И второй, не менее значимый посыл: закрытие уголовных дел на Бараковского "не освобождает его от дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка". То есть его увольнение в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, законно и "не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия в его действиях уголовно наказуемого деяния"...

В этой публикации от 27. 05. 2021 года "РГ" рассказывала о том, как под видом якобы борьбы с коррупцией, используя откровенный обман, подтасовки документов и фактов, а местами и откровенную ложь, можно сломать карьеру честного полицейского.

Видимо, забыли добрые и пушистые сотрудники краевого главка, как увольняли полковника. Напомним, 9 июня 2018 года утверждено заключение служебной проверки, а 19 июля издается приказ об увольнении Бараковского из органов. А чтобы не дать оспорить его, из УСБ уходит рапорт в следственные органы. И уже 25 июля на основании заключения той же служебной проверки возбуждается уголовное дело. 10 октября 2019 года оно было прекращено за отсутствием состава преступления. Но следом, уже 11 октября, на основании того же (?!) заключения возбуждается другое уголовное дело... Господа, и это вы называете "законным и обоснованным" увольнением человека? Имейте же совесть! Вам, как никому лучше, известно, что, пока человек является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, он не может быть принят на службу...

И тут, пожалуй, уместно спросить: а что такого страшного, из ряда вон выходящего и непростительного нарыла проверка, устроенная службой безопасности? Чем полковник скомпрометировал чистый и незапятнанный образ сотрудников краевого управления? Не буду перечислять все измышления, которые ему вменяют в вину. Ибо они ничтожны. Во-первых, заместитель Бараковского Николай Шестопалов, уволенный по результатам той же проверки с должности заместителя начальника УВД по Новороссийску, был восстановлен в органах МВД. Юридическая служба кубанского главка дошла до Верховного суда, пытаясь отменить вынесенные по иску Шестопалова решения, но безуспешно. А почему?

Может, оттого, что инспектор ОРЧ службы собственной безопасности кубанского полицейского главка Елена Донская, подчиненная Дмитрия Фролова, очень "старалась не подвести" своего начальника? Да так, что судом признано, "выводами служебной проверки созданы искусственные основания для прекращения служебной деятельности в органах внутренних дел Бараковского В.М.". Впрочем, и закрытие уголовных дел показало "несостоятельность и надуманность утверждений Донской".

"Злостный проступок"

По мнению краевого главка, самый злостный проступок Бараковского, установленный проверкой, состоит в том, что в качестве водителя у него был инспектор отдельной роты ДПС, который возил полковника по служебным делам. Но Донская и тут скрыла, что в штатном расписании должность водителя у начальника Управления МВД по Новороссийску была тогда не предусмотрена. Соглашусь, хотя и с трудом, не украшает это полковника. И спросим, кто этим не грешит? Ведь наверняка и в кадровой службе главка об этой ситуации прекрасно знали. И Бараковский писал рапорты по этому поводу.

Но давайте посмотрим на это с другой стороны. Бараковский прошел путь от рядового сотрудника до полковника и имел безупречную репутацию. "Максимыч - честь и совесть нашей службы", - отзываются о нем сталкивающиеся с ним по работе полицейские. А в главке за то, что для наведения порядка его назначали в проблемные отделы полиции, в шутку называли "конкурсным управляющим". И всегда положение там менялось к лучшему. Не исключением стал и Новороссийск. Так стоит ли так называемый злостный проступок полковника его увольнения из органов? Тут и слепой увидит, какая чаша перетягивает.

Непогрешимая проверка

Настоящих профессионалов, призывает руководство страны, надо ценить, а не разбрасываться ими. Однако в кубанском главке, видимо, придерживаются иного мнения. И тон, как мне кажется, задают руководители. Ни бывший начальник ГУ МВД края Владимир Виневский, ни нынешний генерал-лейтенант Владимир Андреев, к которым Бараковский неоднократно пытался попасть на прием, с ним не встретились. А может, стоило все-таки лично разобраться в случившемся? Хотя бы для того, чтобы понять, почему полковник добивается восстановления на службе. Делу он служил или своему карману?

Пытаюсь прояснить у руководителя главка Владимира Андреева, почему его подчиненные так настойчивы в стремлении избавиться от офицера-профессионала? Адресованное ему обращение было достаточно подробным и аргументированным. Через несколько дней получили ответ. Приведем его дословно: "Поскольку определение и решение Первомайского районного суда Краснодара, а также апелляционные определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда полагаем нарушающими права и законные интересы ГУ МВД России по Краснодарскому краю, краевым главком реализовано право на обращение в кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации".

Поскольку ответ был безымянным, поинтересовалась, могу ли, публикуя его, сослаться на начальника главка? "Нет, - тут же возразил руководитель пресс-службы ведомства Александр Рунов. - Ваш запрос комментируем мы, пресс-служба МВД".

Как это понимать? Хвост виляет собакой? Пресс-служба, выходит, определяет интересы главка? А в нашем случае они заключаются в нежелании иметь в нем добросовестного работника? И ради этого, надо понимать, юристы главка так упорно продолжают оспаривать решение судов о восстановлении Бараковского на работе, с которым, кстати, согласилась краевая прокуратура?

И обратите внимание, за шесть лет поставить под сомнение объективность проверки, проведенной по заказу действительно опорочивших честь мундира сотрудников, никто так в краевом главке и не удосужился. Хотя приведенные в ней факты давно были опровергнуты следователями СК РФ и в судах. Мешает честь мундира? Или легче уволить одного работника, чем наказать сотрудников службы собственной безопасности?

Судить по-тихому

И даже с обращением в Четвертый кассационный суд краевой главк не обошелся, скажем так, без лукавства или правового крючкотворства. Помимо кассационной жалобы на решение судов, восстановивших Бараковского на работе, была подана частная жалоба на промежуточное решение того же Первомайского районного суда от 13 апреля 2023 года. По логике обе надо было рассматривать в одном составе, как это сделал краевой суд. Однако оказалось, что еще 14 июня (ни Бараковский, ни его защита оповещены не были) судья Филипп Руденко единолично, без проведения судебного заседания, то есть в порядке упрощенного производства рассмотрел частную жалобу, удовлетворив ее в полном объеме и согласившись с заявителем, что "вновь открывшиеся обстоятельства были ранее известны лицам, участвующим в деле".

И на этом основании составу Четвертого кассационного суда при рассмотрении кассационной жалобы краевого главка ничего не оставалось, как отменить решение суда о восстановлении Бараковского на службе в органах МВД. Ибо по существующему регламенту противоречий быть не должно.

Дело возвращается в первую инстанцию для устранения допущенных процессуальных нарушений. В краевом главке торжествуют, говорят, уже готовятся к отмене приказа о восстановлении, как этого требует регламент.

Хотелось только напомнить им, что ничто так не разрушает правопорядок, как несправедливость и попытки торжества лжи.