Как в Курганской области живут белорусы
Село Новое Ильинское находится в Петуховском районе, всего в нескольких десятках километров от границы с Казахстаном. С виду - самое обычное село, таких в России - тысячи. Но стоит приглядеться получше... Хотя, скорее, прислушаться. Потому что сразу понимаешь: большую часть жителей составляют белорусы.
- В нашем селе живут белорусы, чьи предки пришли сюда из Витебской губернии, из Себежского уезда Непоротовской волости, - обстоятельно, с характерным "аканием" и "яканием" объясняет мне местный краевед и хранитель белорусских традиций Александр Тябутов.
Дальше - больше
По данным официальной статистики, в Курганской области проживает около пяти тысяч белорусов. На самом деле их гораздо больше, говорит председатель правления Национального культурного центра белорусов Зауралья "Батькавщина" Людмила Урванцева:
- Когда мы выезжаем с концертами ансамбля "Журавушка" в районы Курганской области, то многие зрители признаются нам в том, что имеют белорусские корни. Объяснение простое: в годы Великой Отечественной войны за Урал эвакуировали многие предприятия с персоналом из Белорусской ССР. И многие так и остались - сроднились с зауральской землей.
- Наши предки пришли на курганскую землю, спасаясь от крепостного права, будучи "панцирными боярами". Это служилые люди, которые занимали промежуточное положение между малоземельной шляхтой и более знатными людьми. Они несли конную службу в тяжелом - "панцирном" вооружении с копьем, саблей, отсюда и название, - продолжает Александр Тябутов. - И коренные жители села все - белорусы. А в целом получается, что около 60 процентов населения у нас имеют белорусские корни.
Не только хлеб да соль
Поэтому здесь очень успешно хранят традиции, убеждаюсь я.
Так, Ильин день, второго августа, является праздником села, в рамках которого обычно проходит фестиваль национальной белорусской культуры. На импровизированной сцене, которую украшают снопами соломы, выступают фольклорные коллективы в национальной одежде, а многочисленные зрители не только наслаждаются белорусскими народными песнями, но и дегустируют блюда белорусской кухни.
- Мы готовим очень много белорусских кушаний. Это и супы - затируха, жур - мы его называем помакушей, до сих пор варим кулагу, - начинает перечислять Александр. - Варим кашу из гороховой муки, галушки - и постные, и с салом. А одно из самых любимых и нами, и туристами блюд - бабка с грибами и гусиным мясом. А гуся отваривали, натирали чесноком и клали в печку - потомиться, у нас так делают до сих пор.
Тут я прошу "помощи зала", и мне объясняют, что затируха - это блюдо из муки, яйца и молока, жур - суп из настоя дробленого овсяного зерна (геркулеса) или муки, а кулага - ягодный кисель с мукой. Ну а бабка - тертый картофель со шкварками, мясом, луком и сметаной, запеченный в духовке.
Празднику - время
А еще в Новом Ильинском очень бережно относятся к белорусским обрядам и играм. И праздником села это не ограничивается.
- На Пасху мы катаем яйца, эта традиция очень древняя и сегодня встречается все реже. А у нас есть! - увлеченно рассказывает Александр. - На Егорьев день (Юрьев день в народном календаре славян, приходящийся на 23 апреля (6 мая). - Прим. ред.) выгоняем с вербными ветками скотину из дворов и кругом обходим село. Конечно, Купалье, мы называем этот праздник Цветочником - украшаем березы ленточками, учим молодежь плести венок. При этом венки они вешают на березу и смотрят потом - если до Петрова дня расплетется, то загаданное желание не сбудется. Ну и, конечно, колядки на Рождество. И Дожинки - старинный обряд, отмечавший конец жатвы, когда украшенный сноп из колосьев торжественно привозится в село.
Немассовый туризм
При этом делать туризм в Новом Ильинском массовым жители села все-таки не стремятся.
- Наши старожилы всегда старались жить своим миром, - подчеркивает Александр Тябутов. - Конечно, на большие праздники пусть приезжают туристы, мы всегда рады гостям! Но наши, деревенские праздники, особенно церковного уклада, мы хотим оставить за собой.
Но в целом за последние пять лет для того, чтобы приобщиться к белорусской культуре, народу в село стало приезжать гораздо больше, утверждает он. А вот само село, к сожалению, становится меньше.
- В школах все меньше детей, молодых семей мало. И чисто белорусских семей становится все меньше и меньше. А для того, чтобы возродить село, нужны рабочие места, - утверждает Александр. - У нас, кстати, была надежда, что Беларусь может помочь открыть здесь агрохолдинг, создать совместное предприятие, чтобы мы для курорта "Озеро Медвежье", например, делали продукты питания. А туризм пусть останется дополнительной составляющей.
Мертвое море по-кургански
Озеро Медвежье рядом с Новым Ильинским - курорт регионального значения. Кстати, соленость в нем находится на уровне Мертвого моря, а в засушливые года и превосходит его! Что позволяет лечить огромное количество заболеваний самого разного профиля как с помощью купания в самой воде, так и в результате использования рапы - иловой грязи. И здесь, кстати, тоже можно найти белорусские корни!
По словам и.о. директора санатория "Озеро Медвежье" Раисы Осиповой, на лечение и отдых приезжают не только из России, есть и заграничные туристы - из соседнего Казахстана, и даже из Германии и Чехии. А вот белорусов нет - прямые авиарейсы Курган с Беларусью не связывают, поэтому путешествие получается слишком долгим и дорогим.
- У меня мама - белоруска. После войны, в начале 50-х годов, моего деда, у которого была своя маслобойня, раскулачили и всей семьей отправили за Урал, - удивляет меня она.
Главное в истории села Новое Ильинское и окрестностей не только то, что здесь проживает много белорусов. Самое интересное и удивительное их достижение - жить среди русского населения несколько веков и полностью сохранить все традиции, весь жизненный уклад, костюмы. В уважении к своей исторической памяти и кроется важнейшая составляющая курганских белорусов.