Как рассказали в пресс-службе сети "ВкусВилл", идея проекта родилась после поездки в Корею в ноябре прошлого года, где подобный формат торговли сейчас активно развивается. Опыт понравился. Решили попробовать внедрить его на московской земле, и уже через три недели задумка стала реальностью. Необходимой системой с доступом по QR-коду оснастили первые два магазина - на ул. Сельскохозяйственной, 38, к. 2, и ул. Челюскинской, 13, чтобы ночью покупатели могли сами заходить в них. Для этого им достаточно нажать на кнопку рядом с дверью. На планшете, установленном на входной двери, появляется QR-код. Отсканировав его в приложении магазина, установленном на телефоне, дверь открывается. Затем выбираешь продукты, оплачивая их на кассе самообслуживания по QR-коду или банковской картой. Для выхода, как и из подъезда жилого дома, нажимаешь кнопку рядом с дверью. Единственный, кто в этот момент наблюдает за торговой площадкой, - видеокамеры.
Любовь Фролова, территориальная управляющая магазинами сети, говорит, что покупатели их благодарят за изменение режима работы. "У них появилась возможность покупать продукты в любое время дня и ночи, а у торговой сети - новые клиенты, возможность увеличить торговый оборот и внедрять новые технологии", - говорит Фролова.
Сейчас открыто более 30 таких магазинов. Но, как утверждают в компании, проект пока находится на этапе пилота. Идет анализ, какие покупки совершаются в ночные часы, в какое время больше посетителей, подмечаются другие особенности. Но делать выводы, считают специалисты, пока рано. Не ответили в торговой сети и на вопрос про случаи воровства, заметив лишь, что работа в магазине строится на доверии, причем так было и до нововведения. Ни охранников, ни рамок "антивора" ни у одной из торговых точек нет. Впрочем, напомним, проход в магазин осуществляется при помощи приложения, регистрация в котором возможна по номеру телефона, а все номера, в свою очередь, привязаны к паспортным данным, поэтому найти вора будет легко.
Владлен Максимов, вице-президент "ОПОРЫ России" по торговле, прогнозирует, что в ближайшие годы такие магазины начнут появляться массово: "Кадровый голод ощущается довольно остро, не хватает абсолютно всех специалистов - от кассиров и консультантов до работников склада, объявления о том, что они требуются, мы видим на каждом шагу. Розничная торговля не может платить зарплаты, которые маркетплейсы предлагают сегодня работникам склада".
Подтверждает дефицит специалистов и руководитель службы занятости населения Москвы и центра "Профессии будущего" Андрей Тарасов: "Рынок труда столицы продолжает оставаться "рынком кандидата" - вакансий по-прежнему значительно больше, чем соискателей. В нашей базе представлено более 500 тысяч предложений о работе, из них свыше 112 тысяч - в сфере оптовой и розничной торговли. Именно эта отрасль лидирует по количеству вакансий. В числе наиболее востребованных - менеджеры по продажам, продавцы-консультанты, специалисты по работе с маркетплейсами, мерчандайзеры и другие". По его словам, уровень зарплат специалистов зависит от позиции и уровня подготовки, но наиболее востребованные кассиры получают 50 тыс. руб. в месяц, администраторы магазина - 60, работники склада - 70 тысяч.
"Масштабирование проекта будет зависеть от результатов тестирования нового формата. Вероятно, такие магазины будут востребованы как в бизнес-районах, так и в районах жилой застройки. В то же время надо понимать, что полноценные магазины самообслуживания без касс и кассиров - достаточно затратные для бизнеса из-за необходимости внедрения в них большого количества "умных" технологий, включая систему безопасности. Промежуточный формат, который сейчас мы видим, выгоднее, он сохраняет привычный для потребителя формат покупок хотя бы в дневное время", - прокомментировала ситуацию Светлана Казанцева, доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Юлия Самусенко, директор по маркетингу сети кафе-магазинов "Жизньмарт", Екатеринбург:
- Работаем в таком формате уже пять лет. Гостям комфортно - лишний раз не нужно ни с кем взаимодействовать, сами расплачиваются на кассах, сами варят кофе и выбирают товары. Аудитория, среди которой востребованы магазины, более прогрессивна и платежеспособна. Им незачем воровать - репутация дороже, в магазине все фиксируется на видеокамеры. Списание товаров по причине "неизвестных потерь" лишь 1,5 процента от объема выручки.
Павел Кирьянов, предприниматель, Новосибирск:
- Сейчас во многих супермаркетах крупных торговых сетей работают кассы самообслуживания, и они пользуются популярностью. Стоит сказать еще о том, что сейчас во всех сферах, в том числе в торговле, большой дефицит кадров. Поэтому здорово, что современные технологии позволяют в условиях нехватки сотрудников не останавливать торговлю. Да, кто-то может возразить, что при таком формате многие люди могут остаться без работы. Но скажу честно, за всю свою жизнь я видел очень мало счастливых продавцов-кассиров.
Наталья Суходол, администратор магазина крупной торговой сети, Ростов-на-Дону:
- Нагрузка на персонал у нас очень высокая, люди постоянно меняются, руководство набирает новых, и все равно сотрудников не хватает. Я думаю, это одна из основных причин того, что "ВкусВилл" пытается обойтись совсем без продавцов. Тем более что ночью им надо платить больше. Очевидно, это желание увеличить продолжительность работы магазинов, не расширяя штат, то есть без дополнительных издержек. Самая большая проблема - воровство. У нас везде установлены камеры, но все равно подворовывают. По нашему опыту, воришки больше боятся сотрудников, чем камер. "ВкусВилл" рассчитывает на приличного потребителя, но я не уверена, что этот расчет оправдается. В московские магазины ночью действительно придут покупатели, но в других городах, например, в Ростове, скорее всего, нет. А если придут, то это будет совсем другой контингент.
Данила Пивоваров, PR-менеджер сети кофеен French Bakery SeDelice, Санкт-Петербург:
- Это оригинальный формат, который, вероятно, будет востребован. Особенно в Москве, где ночная жизнь кипит, а не затихает. В США и Китае уже существуют и пользуются популярностью подобные магазины. Преимущества такого формата: экономия на персонале, увеличение доступности, инновационность. В целом решение "ВкусВилл" открыть круглосуточные магазины без продавцов является смелым шагом, который может принести компании значительные преимущества, если все технические и организационные аспекты будут решены успешно. Риски, конечно, тоже есть. Основной - это кражи. Понятно, что будут использоваться современные технологии - видеокамеры, вход по Face ID или QR-коду. Но я уверен, что риски будут компенсироваться отсутствием персонала и выплат им.
Подготовили: Ольга Фаткуллина, Ольга Гутман, Марина Бровкина, Мария Голубкова