Корабль полетел "экспрессом", по короткой схеме: стыковка к малому исследовательскому модулю "Рассвет" российского сегмента уже через три часа - в 22:33 мск.
Установлен новый рекорд по количеству землян, одновременно находящихся на околоземной орбите: 19 человек. Это трое на борту Китайской космической станции (Е Гунфу, Ли Цун и Ли Гуансу), двенадцать - на МКС (Олег Кононенко, Николай Чуб и Трейси Колдуэлл-Дайсон), экипаж Crew-8 (Мэттью Доминик, Майкл Баррат, Джанетт Эппс и Александр Гребенкин), экипаж корабля Starliner (Барри Уилмор и Сунита Уильямс), экипаж корабля "Союз МС-26" (Алексей Овчинин, Иван Вагнер и Дональд Петтит) - и четверо в автономном полете с миссией Polaris Dawn (Джаред Айзекмен, Уильям Потит, Сара Джиллис и Энн Менон).
Как шутят специалисты, еще немного и в космосе будет "не протолкнуться".
Новое пополнение МКС - сплав опыта, мудрости и молодости. Все не новички.
Командир "Союза МС-26", бортинженер и командир экспедиции МКС-72 - Герой России Алексей Овчинин. Ему 52 года, уже дважды работал на орбите. В космическом багаже 374 суток , проведенных в невесомости, и один выход в открытый космос.
Бортинженер-1 корабля и бортинженер МКС-72 - Герой России Иван Вагнер. Для 39-летнего космонавта это второй полет. В первой звездной командировке Иван провел 195 суток.
Бортинженер-2 "Союза МС-26", бортинженер длительной экспедиции - астронавт NASA Дональд Петтит. Он самый старший в команде: 69 лет. За плечами три полета. В общей сложности отработал на орбите 369 суток. Полет Петтита проводится по соглашению между Роскосмосом и NASA о перекрестных полетах на МКС российских космонавтов на американских кораблях Crew Dragon и американских астронавтов на российских "Союзах МС".
На предполетной конференции командир Алексей Овчинин рассказал о предстоящей научной работе. Их экспедиция, как ожидается, продлится 202 суток. Программа напряженная. Так, запланированы 42 эксперимента, из которых три будут проведены на МКС впервые. В декабре Алексею и Ивану предстоит выход за борт станции: они должны установить на внешней поверхности модуля "Звезда" спектрометр для эксперимента "Монитор всего неба". Это главная задача. Кроме того, космонавтам нужно будет демонтировать и заменить на новое устаревшее оборудование.
Важный нюанс: ранее Овчинину и Петтиту довелось столкнуться с нештатными ситуациями. Так, в октябре 2018 года из-за аварии при разделении ступеней ракеты был прерван полет к МКС корабля "Союз МС-10" с российским космонавтом Алексеем Овчининым и американским астронавтом Ником Хейгом. На высоте примерно 90 километров безукоризненно сработала система аварийного спасения, и cпускаемый аппарат с экипажем благополучно приземлился в Казахстане по трассе полета. Специалисты все как один отметили: система аварийного спасения продемонстрировала свою исключительную надежность.
На том старте присутствовали главы "Роскосмоса" и НАСА. Очевидцы рассказывают про залитые слезами глаза Джима Брайденстайна, когда ему "передали" Ника Хейга. Спасенного, без единой царапины. Эмоции можно было понять: сами американцы в авариях потеряли два экипажа.
А через пять месяцев Овчинин и Хейг полетели на орбиту уже на другом корабле.
Естественно, журналистов интересовал вопрос, насколько значимым для них оказались эти испытания? По словам Алексея, каждая нештатная ситуация - это, прежде всего, новые знания, новые навыки. "Ты никогда не знаешь, что тебе в дальнейшей работе может пригодиться или нет, но лишней эта информация не будет точно. Опять же, после такой ситуации можно поделиться опытом с коллегами, такую информацию в книгах не прочитаешь", - рассказал российский космонавт.
Американец добавил: "Большая часть нашей подготовки посвящена именно выходу из нештатных ситуаций, но мы всегда надеемся, что эти знания никогда нам не пригодятся в жизни".