Самое главное: экипаж жив. Медики осмотрели космонавтов: их состояние оценивается как удовлетворительное. Но такого расклада событий, конечно, не ожидал никто. Надежная ракета: с 2001 года - 64 успешных пуска, и только одна неудача - нынешняя. Надежный корабль. Надежный экипаж. И - авария.
Да, освоение космоса дело сложнейшее. И не важно, что уже прошло 57 лет после полета Юрия Гагарина. И до него, и после него были страшные катастрофы: люди гибли и в экспериментах на Земле, как Валентин Бондаренко, и на старте, как экипаж американского шаттла "Челленджер", и при возвращении с орбиты, как Владимир Комаров, как экипаж "Союза-11" и американские астронавты с "Колумбии". И каждый раз перед специалистами встает вопрос: что нужно сделать, чтобы это не повторялось? Что?!
Корабль "Союз МС-10" стартовал с космодрома Байконур ровно по расписанию - в 11.40 по московскому времени. Его полет должен был пройти по короткой четырехвитковой схеме - за шесть часов. По графику стыковка с модулем "Поиск" российского сегмента космической станции намечалась на 17.44 мск. Это расчетное время касания.
При традиционной схеме "Союз" делает 34 оборота вокруг Земли, а путь до станции занимает более двух суток.
Однако все пошло не так. Первые неофициальные сообщения появились спустя 2 минуты 45 секунд после старта: аварийно отключились двигатели второй ступени. Затем сработал аварийный маяк. Корабль разделился на отсеки и выпустил парашют.
Глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин оперативно разместил сообщение в "Твиттере": "Для выяснения причины аварии на РН Союз-ФГ моим решением образована государственная комиссия. Она уже приступила к работе. Изучается телеметрия. Службы спасения работают с первой секунды аварии. Система аварийного спасения корабля Союз-МС сработала штатно. Экипаж спасен". При этом специалисты все как один отметили: система аварийного спасения продемонстрировала свою исключительную надежность.
Надо сказать, что в последнее время, как правило, в стартующих "Союзах" были заняты все три места для экипажа. На этот раз полетела команда в усеченном составе. И место "третьего" занял 62-килограммовый контейнер с грузом. В частности, с космонавтами летел магнитный 3D-биопринтер, а также двенадцать кюветов с образцами для научных экспериментов. На МКС планировалось провести первый в истории эксперимент по печати биологических объектов в космосе.
Для российского космонавта Алексея Овчинина это был второй космический полет. В первый раз он побывал на орбите с 19 марта по 7 сентября 2016 года в качестве командира пилотируемого корабля "Союз ТМА-20М" и бортинженера МКС-47/48. За время его работы было проведено множество экспериментов по российской научной программе (медицина, космическая биология, биотехнология, физико-химические процессы). Из них около 50 выполнил сам Овчинин. Продолжительность полета тогда составила 172 суток.
А вот американец должен был работать в космосе впервые. Планировалось, что Овчинин и Хейг проведут на МКС 187 суток.
Для Алексея Овчинина этот полет должен был стать особенно ответственным: именно он вместе с находящимся сейчас на станции космонавтом Сергеем Прокопьевым в середине ноября должен был выйти в открытый космос для определения причины появления дыры в корабле "Союз МС-09", из-за которой на МКС произошла утечка воздуха. Для этого придется разобрать часть обшивки корабля.
Напомним, в ночь на 30 августа на станции возникла нештатная ситуация: в корпусе бытового отсека пристыкованного корабля "Союз МС-09" обнаружили дыру диаметром 2 мм. Космонавты компенсировали потерю давления наддувом воздуха из баков пристыкованного космического грузовика "Прогресс". Пробоину заделали герметиком - в несколько слоев. В настоящее время "Союз МС-09" продолжает летать в составе МКС, выполняя роль корабля-спасателя. То есть на нем космонавты будут возвращаться на Землю. "Добро" дала РКК "Энергия", компания - производитель корабля. На совете главных конструкторов первый заместитель генерального конструктора по летной эксплуатации, испытаниям ракетно-космических комплексов и систем Владимир Соловьев доложил: нарушение герметичности станции устранено, штатное давление восстановлено.
Сейчас продолжает работу специальная комиссия "Роскосмоса", которая должна выяснить, откуда появилась дыра в обшивке космического корабля. "Внутренняя проверка" не выявила каких-либо системных проблем в организации производства на "Энергии". Намечен план работ, промежуточное звено в котором - как раз выход космонавтов в открытый космос. Это как в физике: есть теория, а есть уже эксперимент. Специалисты будут анализировать информацию, сужая круг расследования.
В "Роскосмосе" подчеркивают: этот выход россиян в открытый космос плановый. Но добавилась задача - осмотреть внешнюю поверхность корабля "Союз", что очень сильно прояснит ситуацию с ЧП.
- Проблема в чем? В принципе бытовой отсек не предназначен для работы на нем снаружи, в открытом космосе, - говорил незадолго до полета "Союза МС-10" член комиссии летчик-космонавт Сергей Крикалев, за плечами которого шесть полетов и восемь выходов в открытый космос. - Потому что там, где у нас предназначены места для такой работы, делаются поручни, элементы крепления. Здесь этого нет. Конечно, есть альтернативные способы, как туда подобраться с помощью "стрелы", но они не очень жесткие. Мы сейчас готовим специальную дополнительную методику, как закрепиться, как подойти, как удержаться. Готовим экипаж.
Сейчас уже можно сказать: экипаж к такой серьезнейшей работе был готов. Но случилось то, что случилось.
Как авария может сказаться на российско-американских отношениях в космосе? Вообще технари всегда понимали друг друга. Космическая техника - сложнейшая. И может быть все что угодно. Главное - почему, что, где и как пошло не так.
На старте присутствовали и глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин, и глава НАСА Джим Брайденстайн. Накануне старта Брайденстайн выступил с лекцией перед студентами МГУ. "Я считаю, что отношения между Россией и США в космосе великолепны", - заявил он. По его словам, конструктивное взаимодействие в космосе должно распространяться и на другие сферы. Брайденстайн уверен, что Россия и США могут сделать сообща намного больше, чем поодиночке. Это касается и программы по освоению Луны. В этой связи американская сторона хотела бы пригласить к кооперации "Роскосмос". Руководитель НАСА подчеркнул, что речь идет о создании постоянной инфраструктуры, которая бы связывала Землю и Луну. Эта масштабная работа потребует международной кооперации. "Мы были бы очень рады видеть в этой кооперации "Роскосмос", - заключил Брайденстайн.
Надо сказать, что расследование космических ЧП всегда велось по четырем направлениям: конструктивная ошибка, технологическая (или производственная) ошибка, эксплуатационная ошибка и умышленное постороннее воздействие. В российской космонавтике уже были громкие провалы по вине человеческого фактора. Так, в декабре 2010 года в Тихий океан упали сразу три спутника "Глонасс-М". Тогда комиссия выяснила, что в разгонный блок по ошибке залили 1,5 тонны лишнего топлива. Особый резонанс имела авария "Протона-М" с тремя аппаратами "Глонасс-М" 2 июля 2013 года - три из шести датчиков оказались поставлены "вверх ногами". В декабре 2016 года был потерян космический грузовик "Прогресс МС-04": производственный дефект проявился в полете. После этого на завод отозвали все двигатели второй и третьей ступени ракет "Протон-М".
Как считают многие аналитики, наши космические неудачи - следствие разрушения той мощной структуры, которая была в свое время создана для развития отечественной космической программы. Вспомним: на "Буран" работали полторы тысячи предприятий 72 министерств и ведомств. И это на один космический аппарат!
В свое время были брошены все силы на создание своей элементной базы. "Помню, для орбитальной станции "Алмаз" надо было изготовить девять баков, - рассказывал один из специалистов. - Изготовили двенадцать! Все дублировалось. И это сказывалось на качестве. Когда-то мы запускали по 100-110 космических аппаратов в год. У американцев наши технологии вызывали зависть".
Владимир Бугров, разработчик проектов экспедиции на Марс и Луну, ведущий конструктор по пилотируемым ракетно-космическим комплексам для высадки на Луну и "Энергия-Буран":
- Вспомним историю. 5 апреля 1975 года при запуске корабля "Союз-18" с Василием Лазаревым и Олегом Макаровым на высоте 192 км произошла авария. Как и сейчас, тогда сработала система аварийного спасения: спускаемый аппарат вернулся к Земле по баллистической траектории. Космонавты подверглись 20-кратной перегрузке. Такой никому и никогда не приходилось испытать.
Система спасения на "Союзах" существует с начала эксплуатации этого корабля. При нештатной работе ракеты подается команда на включение твердотопливной ракетной установки увода и одновременно на разделение. И верхняя часть головного обтекателя ракеты вместе с бытовым отсеком и спускаемым аппаратом улетают наверх и в сторону на определенное расстояние На этой высоте спускаемый аппарат "выходит" из всего этого сооружения и продолжает свой баллистический спуск. После этого по программе вводится парашютная система, и он приземляется.
То, что произошло с "Союзом МС-10", конечно, неприятно. Потому что ракета "Союз" полвека служит, можно сказать, бесперебойно. Но инженеры всего мира знают: иногда самые надежные вещи тоже выходят из строя. Ракетно-космическая техника - это серьезная техника. И слава богу, подобных аварий, в общем-то, мало. Просто надо конкретно понять, в чем дело. Что стоит за этим сбоем: двигатель или система управления. Но судя по тому, что там был дым, судя по картинке, возможно, что-то и с двигателем, какие-то неприятности.
Поиск причины аварии во времена Главного конструктора Сергея Королева всегда начинался с анализа того, как спроектировали изделие, изготовили, испытали. И за каждой из этих операций всегда стоял конкретный коллектив и руководитель. Фамилии всех причастных к аварии легко устанавливались. Но не для предъявления обвинений, а чтобы разобраться в причинах.
Королев всегда наказывал за разгильдяйство. Если на сборке рабочий допускал ошибку, но признавался, его не наказывали, даже если машину приходилось разбирать. Случались и курьезы.
В 1969 году лунный комплекс Н1-Л3 стоял на старте, когда обнаружилась негерметичность приборного отсека лунного корабля. Дефект нужно было искать на 90-метровой высоте внутри головного обтекателя. Зона свободного падения - 40 метров. Молодого монтажника туда не пошлешь. Пришлось мне, как ведущему конструктору, вместе с начальником сборочного производства вооружаться альпинистским снаряжением. И - за работу.
Как выяснилось, была ошибка испытателей. Когда мы с председателем комиссии доложили министру о результатах, он попросил подготовить два списка: о премировании тех, кто устранил дефект, и о наказании виновников. Первый список мы представили, а второй "забыли". Дело в том, что многие мои товарищи по работе попадали в оба списка. Поговорка "наказание невиновных и награждение непричастных" порой была справедливой.
Магомед Толбоев, заслуженный летчик-испытатель, космонавт-испытатель, генерал-майор, Герой России:
- Я испытывал такую систему спасения космонавтов. И не только ее. Все, что можно, испытал. Я летал на Су-27, перегрузка - 12 единиц. Да, тяжело, но я мог день передохнуть. И опять в полет. У американцев были очень тяжелые катастрофы, связанные с "Челленджером" и "Колумбией". Но у них такой системы спасения не было вообще. Эту систему спасения у нас в стране разработало НПП "Звезда". Его руководитель легендарный Гай Северин был в свое время главным инженером в ЛИИ Громова. Благодаря Гай Ильичу мы спасли огромное число летчиков - 868 летчиков только Военно-Воздушных сил. Это 20 полков спасены.
Как скажется эта авария на престиже российской космонавтики? Профессионалы уважают друг друга. Всякое может случиться.