Пункты голосования были развернуты на избирательных участках по выборам главы региона. Бюллетень содержал вопрос: "Считаете ли вы необходимым ввести в Астраханской области плату за пользование природными ресурсами с неорганизованных туристов?" с вариантами ответов "да" и "нет". Также вкратце рассказывалось, что такое экосбор и на какие цели пойдут деньги. Это благоустройство прибрежных территорий, сохранение уникальных экосистем и восполнение водных биоресурсов, пополнение бюджетов муниципальных образований.
Корреспондент "РГ" тоже участвовал в народном голосовании и выяснил у экспертов, что надо учитывать при создании механизма сбора и так ли важен он в сегодняшних условиях.
- Экосбор - нужная инициатива. Недавно был в экспедиции в местном заповеднике, передо мной предстало удручающее зрелище: горы пластиковых бутылок, пакетов, другого мусора, принесенного сюда течением. Сор запутан в наших уникальных лотосовых полях, разбросан по берегам реки в заповедной зоне. Инспекторы вынуждены это убирать. Просто все должны понимать: то, что ты оставишь на берегу Волги в Астраханской области, рано или поздно стечется, как в воронку, в ее дельту и будет отравлять уникальную экосистему. Трудно спрогнозировать, сколько будет разлагаться пластик, может быть, 100 лет, а может, и больше. Прямо сейчас ответить не сможем, - рассказал "РГ" доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заведующий кафедрой гидробиологии и общей экологии Астраханского государственного технического университета Вячеслав Зайцев.
По его словам, в настоящий момент в Тихом океане сконцентрировалось два огромных пятна из пластиковых бутылок, одно из которых по площади превосходит территорию Франции, второе - чуть поменьше. Такое будущее может ждать Волгу и "близкое к ней" Каспийское море, где пока столь больших "пластиковых пятен" нет. Но разрозненных засоренных участков в последние годы все больше.
Напомним, пока в российском законодательстве нет понятия экосбора для туристов, приезжающих в конкретный регион и тем более для отдыхающих в "диких" условиях на природе. Также не стоит путать его с курортным сбором, который собирают с приезжих в некоторых российских субъектах. Эти средства идут на благоустройство отелей, санаториев, пляжей и парков.
Предполагается, что экосбор поможет поддерживать чистоту астраханских водоемов и прибрежных зон, особенно в периоды повышенного турпотока. Особый наплыв наблюдается весной, в апреле, когда идет вобла, рыба, которую в России можно поймать только в Астраханской области.
К слову, действующие с прошлого года ограничения на ее вылов никак не сказались на потоке отдыхающих на волжских берегах. Основная нагрузка традиционно приходится на сельские районы в низовьях Волги, где расположены самые "клевые места" для любительского лова. Астраханские власти планировали запустить их мониторинг, чтобы в дальнейшем обустроить там комфортные условия пребывания для туристов. Районные администрации сельских поселений просто стонут от большого количества мусора на берегах. Именно эти места каждый год приводят в порядок волонтеры.
- Считаю, что экологический сбор поможет исправить ситуацию. Полученные средства мы направим на зачистку территорий от мусора, - рассказала "РГ" временно исполняющая обязанности главы Володарского района Астраханской области Регина Рамазанова.
Как отметил профессор кафедры экологии, природопользования и безопасности жизнедеятельности Астраханского госуниверситета имени В. Н. Татищева Юрий Чуйков, перед введением экосбора необходимо посчитать, сколько будет стоить администрирование такой инициативы. Проще говоря, кто будет собирать эти средства, не "съест" ли их оплата труда сборщиков, кто и как будет расходовать деньги и что будет, если их направят на другие цели. По его мнению, можно создать экологические фонды при муниципалитетах, в чьи бюджеты направлять собранные средства.
- Мы это проходили в 1991 году, когда в России был принят первый закон об охране окружающей среды, предусматривающий экологические фонды районного, областного, федерального уровня. Туда поступали все штрафы и платежи за загрязнение природы, которые должны были расходоваться только на экологические цели. Надзорные органы жестко следили за их расходованием. В 2002 году фонды исчезли, и "экологические" деньги стали поступать в бюджеты всех уровней. Часто они "растворяются" в бюджете и идут, к примеру, на строительство, решение проблем ЖКХ и прочие нужды. Муниципалитеты вправе создать свои экологические фонды, чтобы деньги шли на очистку берегов после туристов и на воспроизводство рыбы. Тогда в этой инициативе будет смысл, - считает Юрий Чуйков.
А вот опрошенные "РГ" представители турбизнеса пока с опаской воспринимают само понятие сборов для туристов.
- Я голосовала против экосбора, хоть он и касается только "диких" туристов, с которыми мы чаще всего не имеем дела. Сначала запрет на вылов воблы, рыбалка с кучей условностей, теперь экосбор. Все чаще по телефону слышу от туристов-завсегдатаев вопрос: "А что там у вас еще запретили?" Люди просчитывают весь риск и уже не так стремятся в наш регион. Это отражается на общем впечатлении об Астрахани и, кто бы что ни говорил, повлияет на въездной турпоток, - заявила представитель астраханской турфирмы Рената Окунева.
Корреспондент "РГ", как коренная астраханка, волнующаяся за стояние экосистемы родного края и впервые в этом году не отведавшая жареной воблы, проголосовала за экосбор. Меня поддержал и коренной астраханец, пенсионер Виктор Поляков.
- Я люблю с удочкой посидеть на берегу, особенно у себя на даче. Каждый год наблюдаю приезжих палаточников, которые часто ведут себя так, как будто живут последний день. Горы мусора, куча неумело засоленной и брошенной в камышах рыбы. Пусть "дикие" туристы платят рублем. Считаю, что экосбор - необходимая мера, - эмоционально высказался пенсионер.